|
рские демоны, сыновья Понта и Геи, спутники Посейдона, они славятся
огромным могуществом.
Самофракийские мистерии учат праведно жить. Но они же учат и умирать с
надеждой на непременное возрождение. Все признают: мистерии оказывают огромное
влияние на поднятие нравственного уровня посвященных в него лиц.
На торжествах в честь самофракийских богов — в мае, августе, сентябре —
собирается множество людей. Они всегда оставляют свои имена на особых камнях у
святилищ. Главную роль в отправлении религиозных обрядов у нас, как и у
германцев, играют женщины-жрицы. Но бывают и жрецы. Пророками выступают и цари.
Наши жрецы занимаются также и науками. Они хранители тайного знания: секретов
получения различных металлов, стекла, древнего письма, геометрии, составления
законов, приемов наблюдения за Солнцем, Луной, землетрясениями, их
предсказаниями и многим другим.
Наши храмы отличаются большими богатствами. Верующие увешивают их
посвятительными плитками с изображениями богов. Празднества в честь богов —
Диониса, Бендиды и многих других — всегда собирают множество поклонников.
Мы, меды, часто бываем в Афинах, великом городе, отечестве нашего славного
предка Меда. Особенно мы любим здесь бывать в дни праздника Великих Панафиней.
Прекрасен этот день! Священная триера, которую афиняне посылают за богиней
Афиной, выходит из городских ворот и движется посуху на колесах. Триера идет
неторопливо и величаво через Дром — улицу в квартале Керамик — между портиками,
где бойко торгуют афиняне и чужеземцы, к храму Паллады. Корабль наполняют жрецы
и жрицы. Местная знать — в золотых венках, все остальные — в венках из цветов
следуют за триерой, везущей новое покрывало богини, вытканное красивейшими
девушками Афин. Священный хор афинских граждан поет кеосскую песню Симонида.
Под нее отвязывают причальный канат, все призывают ветер сопутствовать
священному кораблю. И ветер, вняв общим молениям, начинает мощно дуть в корму,
подгоняя корабль. Аттические флейты звучат вслед священной триере, и звуки, как
ветер, сопутствуют ее быстрому бегу. Веспер, единственный среди звезд,
показывается тогда вместе с Солнцем среди света дня, зажигает над кораблем свое
дивное пламя. «О, — восклицают тогда собравшиеся, — прекрасный светоч! Ты
возвещаешь нам будущие счастливые дни!»
Вот самое важное, что относится к нашей религии!
Во всем у нас имеются значительные достижения! Особенно гордимся мы успехами в
скотоводстве! Недаром еще великий Гомер назвал Фракию «страной овец», «страной
укротителей конных»! Да, фракийцы любят овечьи стада, стада коров, коз и свиней,
табуны лошадей, седые от времени горы, зеленые луга, полные сочной травы и
ярких цветов, ласковые ветерки, несущие неповторимые ароматы земли, цветов и
трав, горячее солнце, свои песни и гимны величайших певцов нашей земли — царей
и жрецов Тамираса, Орфея, Мусея. В благоговейном молчании слушает их каждый
фракиец! Невыразимо трогают они душу, повергают ее в трепет!
Наши ремесленники очень: искусны! Они умеют все, я не преувеличиваю: плавить
различные металлы, обрабатывать железо, олово, бронзу, ковать отличное оружие
(каждый из вас мог в этом убедиться: ведь мы сражаемся с римлянами оружием,
изготовленным нашими фракийцами и галлами!), выделывать дивные украшения,
обрабатывать дерево и кость, искусно сооружать здания, расписывать стены и
сосуды, ваять скульптуру, работать на самые прихотливые греческие и скифские
заказы! Живет население и в селах и в городах, больше — в селах. В племенах,
где имеется тесная торговля и культурная связь с Элладой, богатые люди живут во
многом подобно грекам.
— Это фракийцы с равнин! — вставил реплику Крикс. — А горные фракийцы? Они
живут не так, как фракийцы с равнин!
— С этим я согласен, — ответил Спартак. — У них быт действительно проще, нравы
— грубее. Их дома — круглые бревенчатые хижины. Рядом пристройки для скота,
огороды с овощами. Подчиняются они своим родовым старейшинам. На общие собрания
не сходятся, власти царей не знают. Землю почти не обрабатывают, что получают
от простого разбрасывания зерен, тем и довольны. Пасут скот, живут военными
набегами. Но и у них ремесла на высоком уровне.
Города Фракии поддерживают торговые и культурные связи с городами Эллады.
Оттуда выводят к нам колонии. Фракийские приморские города очень богаты,
обладают сильным народным собранием и советом старейшин, имеют свой флот,
совершающий дальние плавания. Наиболее крупные города Фракии выпускают монету,
заключают друг с другом союзы. С ними считаются и одрисские цари, самые сильные
во Фракии. Греческие города Абдеры, Истрия, Томы и другие распространяют во
Фракии греческий язык и культуру, знакомят с эллинскими богами.
Наша знать по-местному именуется «дзибетиды», то есть «светлейшие».
Крестьяне-общинники лично свободны, они могут покинуть общину, наняться воинами
и командирами в. войска Афин, Вифинии, Боспора, Понта или Рима. Царям и знати
крестьяне повсюду платят налоги. Неравенство сильно чувствуется во многих
племенах, и это вызывает общее недовольство. Цари имеют своего бога —
Гермеса-Салмоксиса. Живут в большой роскоши, имеют много жен, греческих
советников и переводчиков. Когда они умирают, в их честь устраивают трехдневные
пиры и состязания. Победителям выдают щедрые награды. Наши цари почти всегда
очень воинственные. В подавляющем большинстве они похожи на царя Тереса. Ему,
видному политику и военачальнику, принадлежат такие слова: «Когда я не воюю, а
живу в праздности, то сам себе кажусь не лучше простого конюха!»
Дурных царей, притесняющих народ, у пас повсюду ненавидят. От них всеми силами
стараются избавиться. И тот, кто этому способствует, у нас в величайшем почете!
Таков в первую очередь Геракл, величайший из греческих героев. Он и наш герой.
Всем известно, как расправился он с жестоким Диомедом, сыном Ареса и нимфы
Кирены, царем бистонов, бросавшим путников на съедение своим лийским кобылицам!
Г
|
|