|
ь лоб, глаз и щеку, с одним
усом короче, а другим длинней, поручик и друг Кмицица, его «достойный
товарищ», приговоренный в Смоленске к лишению чести и смертной казни за
увоз шляхтянки, убийство и поджог. Его-то теперь и хранили от казни война
да покровительство Кмицица, который был ему ровесником и соседом, —
поместья их в Оршанской земле, до того как пан Яромир прогулял свое,
лежали межа к меже. Шел пан Яромир, держа в руках ковш, наполненный медом.
За ним выступал Раницкий герба Сухие Покои, родом из Мстиславского
воеводства, откуда был изгнан за убийство двух помещиков. Одного он
зарубил в поединке, а другого так, без боя, пристрелил из ружья. Имущества
у него теперь не было никакого, хотя после смерти родителей он получил в
наследство много земли. Война и его хранила от рук заплечного мастера.
Буян это был, и не было равных ему в поединке на саблях. Третьим шел
Рекуц-Лелива, руки которого если и были обагрены кровью, то только
вражеской. Зато имение он пропил и проиграл в кости — и вот уже три года
таскался за Кмицицем. С ним вместе шел четвертый, Углик, тоже смоленский
шляхтич, который за разгон трибунала лишен был чести и приговорен к
смертной казни. Кмициц оказывал ему покровительство за то, что он хорошо
играл на чакане. Кроме них, были тут и Кульвец-Гиппоцентаврус, такой же
великан, как и Кокосинский, но превосходивший его силой, и Зенд,
объездчик, который умел подражать птицам и зверям, человек темного
происхождения, хоть и выдававший себя за курляндского дворянина; имения у
него не было, и он выезжал Кмицицу лошадей, за что получал жалованье.
_______________
* Наследник (лат.).
Все они окружили смеющегося пана Анджея; Кокосинский поднял ковш и
запел:
Выпей-ка с нами, хозяин милый,
хозяин милый!
Чтобы пить вместе нам до могилы,
нам до могилы!
Остальные подхватили хором, после чего Кокосинский протянул Кмицицу
ковш, а ему Зенд тотчас подал другую чару.
Кмициц поднял свой ковш и крикнул:
— За здоровье моей любушки!
— Vivat! Vivat!* — крикнули все в один голос, так что стекла
задребезжали в оловянных переплетах.
_______________
* Да здравствует! Ура! (Лат.)
— Vivat! Траур кончится, свадьбу сыграем!
Посыпались вопросы:
— А какая она из себя? Что, Ендрусь, очень хороша? Такая, как ты
думал? Среди наших оршанских найдется такая?
— Среди оршанских? — воскликнул Кмициц. — Да против нее нашими
паннами только трубы затыкать! Сто чертей! Нет такой другой на свете!
— Мы тебе этого желали! — сказал Раницкий. — Так когда же свадьба!
— Как кончится траур.
— Плевать на траур! Дети черными не родятся, только белыми!
— Будет свадьба, так и траура не будет. Не жди, Ендрусь!
— Не жди, Ендрусь! — начали кричать все хором.
— Оршанским хорунжатам уже хочется с неба на землю! — крикнул
Кокосинский.
— Не заставляй ждать бедняжек!
— Ясновельможные! — тонким голосом сказал Рекуц-Лелива. — Напьемся на
свадьбе вдрызг!
— Милые мои барашки, — взмолился Кмициц, — пустите же меня, а проще
сказать, идите к черту, дайте же мне дом посмотреть!
— Незачем! — возразил Углик. — Завтра посмотришь, а теперь пойдем к
столу: там еще стоит парочка сулеек, да с полными брюшками.
— Мы уж за тебя тут все посмотрели. Любич — золотое дно, — сказал
Раницкий.
— Конюшня хороша! — крикнул Зенд. — Два бахмата отменных гусарских,
парочка жмудских да калмыцких пара, и всех по паре, как глаз в голове.
Табун завтра поглядим.
Тут Зенд заржал, как конь, и все удивлялись, что он так здорово ржет,
и смеялись.
— Так вот какие тут порядки? — воскликнул обрадованный Кмициц.
— И погребок отменный, — пропищал Рекуц. — И смоленые бочки, и
обомшелые сулеи стоят, как хоругви в строю.
— Вот и слава богу! Давайте садиться за стол!
— За стол! За стол!
Не успели рассесться и налить по чаре, как Раницкий снова вскочил.
— За здоровье подкомория Биллевича!
— Дурак! — оборвал его Кмициц. — Что это ты? За здоровье покойника
пьешь?
— Дурак! — подхватили остальные. — За здоровье хозяина!
— Ваше здоровье!
— Дай бог в этом доме нам во всем удачи!
Кмициц невольно повел глазами по столовому покою и на почерневшей от
старости лиственничной стене увидел ряд суровых глаз, устремленных на
него. Это глаза Биллевичей глядели с портретов, висевших низко, в двух
локтях от земли, потому что потолки в доме были низк
|
|