|
Терка на этот раз не оттолкнула лютни, ее растрогала песня пана
Володыёвского, хоть на самом-то деле в этой песне было больше лукавства,
чем правды; девушка тотчас ударила по струнам и, сложив губы сердечком,
запела:
Ты бузину не рви в лесу,
Не верь ты хлопцу, злому псу!
«Люблю!» — тебе он знай поет,
А ты не слушай, все он врет!
Пана Володыёвского эта песня так распотешила, что он от веселья даже
за бока ухватился.
— Неужто все хлопцы изменники? Ну, а как же военные?
Терка еще больше поджала губы и с удвоенной силой пропела:
Еще хуже псы, еще хуже псы!
— Да не обращай ты, пан Михал, на нее внимания, она всегда такая, —
сказала Марыся.
— Как же мне не обращать внимания, — возразил пан Володыёвский, —
если она обо всем военном сословии такое сказала, что я со стыда готов
сквозь землю провалиться.
— Ведь вот какой ты, пан Михал: хочешь, чтобы я тебе пела, а потом
сам надо мной подтруниваешь да подсмеиваешься, — надулась Терка.
— Я про пение ничего не говорю, я про жестокие слова о нас, военных
людях, — возразил рыцарь. — Что до пения, так, признаюсь, я и в Варшаве не
слыхивал таких чудных трелей. Надеть на тебя, панна Терка, штанишки, и ты
могла бы петь в костеле Святого Яна. Это кафедральный собор, у короля с
королевой там свой клирос.
— А зачем же штанишки надевать? — спросила самая младшая, Зоня,
которой любопытно было послушать про Варшаву и короля с королевой.
— Да ведь там девушки не поют в хоре, только мужчины да мальчики:
одни такими толстыми голосами, что никакой тур так не зарычит, а другие
так тоненько, что и на скрипке тоньше нельзя. Я их много раз слыхал, когда
мы с нашим великим и незабвенным воеводой русским(*) приезжали на выборы
нынешнего нашего всемилостивейшего короля. Истинное это чудо, прямо душа
возносится к небу! Множество там музыкантов: и Форстер, который знаменит
своими тонкими трелями, и Капула, и Джан Батиста, и Элерт, который лучше
всех играет на лютне, и Марек, и Мильчевский, который сам сочиняет очень
хорошие песни. Как грянут все они разом в соборе, так будто хоры серафимов
наяву услышишь.
— Правда, истинный бог, правда! — сложив руки, сказала Марыся.
— Короля ты часто видал, пан Михал? — спросила Зоня.
— Так с ним беседовал, как сейчас вот с тобою. После битвы под
Берестечком он меня обнял. Храбрый он король и такой милостивый, что один
только раз увидишь его и тут же непременно полюбишь.
— Мы и не видевши любим его! А неужто он всегда корону на голове
носит?
— Да зачем же ему каждый день в короне ходить! Голова-то у него не
железная! Корона лежит себе в соборе, отчего и почету ей больше, а король
носит черную шляпу, осыпанную брильянтами, от которых блеск идет на весь
замок...
— Толкуют, будто королевский замок еще пышней, чем в Кейданах?
— В Кейданах? Да кейданский замок против королевского гроша не стоит!
Высокий это дом, весь из камня выложен, дерева там и не увидишь. Кругом в
два ряда покои идут, один другого краше. В покоях всякие сражения и победы
на стенах расписаны. Тут и Сигизмунда Третьего дела, и Владислава; глядишь
на них и не наглядишься, все там как живое, чудно даже, что никто не
шевелится, что бьются люди, а не кричат. Но уж такого никто написать не
сумеет, даже самый лучший живописец. Некоторые комнаты сплошь из золота;
стулья и лавки виссоном или парчой обиты, столы из мрамора да алебастра, а
уж сундуков, шкатулок, часов, которые день и ночь время показывают, так и
на воловьей коже всего не перепишешь. А по покоям король с королевой
гуляют, на богатство свое любуются, а вечером у них театры для пущей
потехи...
— Что же это за театры такие?
— Как бы это вам объяснить... Это такое место, где комедийное действо
показывают да искусные итальянские пляски. Большой такой покой, прямо тебе
как костел, и весь он в красивых столпах. По одну сторону смотрельщики
сидят, что на диво хотят поглядеть, а по другую стоят комедиантские
снасти. Одни поднимаются и опускаются, другие вертятся на гайках в разные
стороны; то темноту и тучи показывают, то приятную ясность; наверху небо с
солнцем или со звездами, а внизу, случается, и страшное пекло увидишь...
— Иисусе Христе! — вскричали девушки.
— ...с чертями. Иной раз море без конца и края, а на нем корабли да
сирены. Одни лицедеи с неба спускаются, другие из-под земли выходят.
— Вот уж пекло я бы не хотела
|
|