|
жалоб была подана на него в шляхетский суд,
сотня процессов грозила ему, и староста Глебович послал солдат, чтобы
схватить преступника.
Закон должен был покарать его.
Но от приговоров до кары было еще далеко, ибо смута росла в Речи
Посполитой. Ужасная война надвинулась на страну и кровавой поступью
приближалась к Жмуди. Могущественный Радзивилл биржанский мог один
вооруженной рукой восстановить порядок; но он более предавался утехам
светской жизни, а еще более великим замыслам, касавшимся его дома, который
он хотел возвысить над всеми прочими домами в стране, пусть даже ценою
всеобщего блага. Другие магнаты тоже думали больше о себе, нежели о Речи
Посполитой. Со времени казацкой войны(*) стало давать трещины
могущественное здание Речи Посполитой.
Густо заселенная, богатая страна, полная отважных рыцарей,
становилась добычей чужеземцев, в то же время самоволие и своеволие все
выше поднимали голову и попирали закон, — они чувствовали за собой силу.
Лучшей и едва ли не единственной защитой угнетенных против
угнетателей была собственная сабля; потому-то вся Лауда, подавая жалобы на
Кмицица в шляхетские суды, долго еще не сходила с коней, готовая на
насилие ответить насилием.
Но прошел месяц, а о Кмицице не было ни слуху ни духу. Люди вздохнули
с облегчением. Богатая шляхта отозвала свою вооруженную челядь, посланную
для охраны Водоктов. Мелкопоместная братия тоже рвалась к себе в застянки,
чтобы взяться за работу, да и поразвлечься на досуге, и стала тоже
понемногу разъезжаться по домам. А по мере того как остывал ее
воинственный пыл, все больше разгоралась у нее охота искать судом свои
обиды на отсутствующем пане Кмицице, в трибуналах добиваться их
удовлетворения. Приговоры не могли настичь самого Кмицица; но оставался
Любич, прекрасное большое поместье, готовая награда за понесенные потери.
Панна Александра усердно подогревала у лауданской братии эту охоту к
тяжбам. Дважды приезжали к ней старики лауданцы, и она не только держала с
ними совет, но и руководила ими, удивляя всех не женским умом и такой
рассудительностью, которой позавидовал бы не один стряпчий. Старики
лауданцы хотели тогда силой занять Любич и отдать его Бутрымам; но
«паненка» решительно отсоветовала это делать.
— Не платите насилием за насилие, — говорила она старикам, — ибо и
ваше дело будет неправым; пусть ваша сторона будет чиста и невинна. Он
знатен, у него связи, он найдет сторонников и в трибуналах, и если только
вы подадите к тому повод, может нанести вам новую обиду. Пусть же ваша
невинность будет столь очевидна, чтобы любой суд, даже если в нем будут
одни его братья, мог вынести приговор только в вашу пользу. Скажите
Бутрымам, чтобы они не брали в Любиче ни утвари, ни скотины, чтобы ничего
не трогали там. Все, что понадобится, я дам из Митрун, там всякого добра
больше, чем когда-нибудь было в Волмонтовичах. А воротится пан Кмициц,
пусть и его не трогают, пока не будет приговора, и не покушаются на его
жизнь. Помните, что искать на нем свои потери вы можете только до тех пор,
покуда он жив.
Так говорила рассудительная панна Александра с ее трезвым умом, а они
хвалили свою разумницу, невзирая на то, что промедление могло пойти на
пользу пану Анджею и что жизнь его она, во всяком случае, спасала. А
может, Оленька и хотела уберечь эту несчастную жизнь от какой-нибудь
внезапной случайности? Но шляхта вняла ее речам, потому что с давних пор
привыкла почитать за непреложную истину все, что исходило из уст
Биллевичей; и Любич остался нетронутым, и пан Анджей, если бы вздумал
явиться, мог бы некоторое время пожить там спокойно.
Но он не явился. А через полтора месяца к панне Александре пришел
посланец с письмом, человек чужой, никому неведомый. Письмо было от
Кмицица, гласило оно следующее:
«Сердце мое, возлюбленная моя, бесценная Оленька, незабвенный друг
мой! Всякой твари, особливо человеку, даже самому слабому, свойственно
мстить за нанесенные обиды, и если кто ему зло сотворит, он готов
выплатить ему тем же. Видит бог, я вырезал эту гордую шляхту не по
жестокосердию, а потому, что они товарищей моих, вопреки законам божеским
и человеческим, невзирая на молодость их и высокое происхождение, предали
такой лютой смерти, какая не постигла бы их нигде, даже у казаков и татар.
Не стану отпираться, гнев обуял меня нечеловеческий; но кого же удивит
гнев за пролитую кровь друзей? Это души покойных Кокосинского, Раницкого,
Углика, Рекуца, Кульвеца и Зенда, невинно убиенных в цвете сил и в зените
славы, вложили меч в мои руки тогда, когда я — бога призываю в свидетели!
— помышлял лишь о мире и дружбе со всей лауданской шляхтой и, вняв
сладостным твоим советам, желал изменить всю мою жизнь. Слушая жалобы на
меня, не отвергай и моей защиты и рассуди по справедливости. Жаль мне
теперь этих людей из застянка, ибо пострадали, быть может, и невинные; но
солдат, когда он мстит за кровь братьев, не может отделить невинных от
виновных и никого не щадит. Не бывать бы лучше этой беде, не пал бы я
тогда в твоих глазах. За чужие грехи и вины, за справедливый гнев
тягчайшая постигла меня расплата, ибо, потеряв тебя, я засыпаю в отчаянии
и пробуждаюсь в отчаянии, и не в силах я забыть тебя и мою любовь. Пусть
же меня, несчастного, трибуналы засудят, пусть сеймы утвердят приговоры,
пусть лишен я буду славы и чести, пусть земля расступится у меня под
ногами, — я все перенесу, все перетерплю, только ты — Христом-богом молю!
— не выбрасывай меня из сердца вон. Я все сделаю, что только ты
|
|