|
однажды Христос вещал ей с
престола. Перед нею преклоняли колена иноземные монархи, ее почитал и опасался
оскорбить даже гордый орден крестоносцев. Папа Бонифаций IX называл ее
благочестивой дщерью и избранницей церкви. Мир взирал на ее дела и помнил, что,
происходя из Анжуйского дома и польских Пястов, будучи дочерью могущественного
Людовика, воспитанной при самом блистательном дворе, и, наконец, прекраснейшей
девой на земле, она отреклась от счастья, отреклась от первой девической любви
и, будучи королевой, вступила в брак с "диким" князем Литвы, дабы вместе с ним
склонить к подножию креста господня последний языческий народ в Европе. То, что
не могли свершить ни немцы, ни могущество ордена, ни крестовые походы, ни море
пролитой крови, свершило одно ее слово. Никогда апостольский венец не осенял
столь юного и прекрасного чела, никогда апостольство не сочеталось с таким
самоотречением, никогда женская красота не озарялась такой ангельской добротой
и такой тихой печалью.
Менестрели воспевали ее при всех дворах Европы; в Краков съезжались рыцари
из самых отдаленных стран, чтобы увидеть польскую королеву, как зеницу ока
берег ее и любил собственный народ, чье могущество и славу она приумножила
брачным союзом с Ягайлом. Одна лишь великая печаль омрачала ее и народ: долгие
годы бог не давал своей избраннице потомства.
Но когда наконец миновало и это несчастье, радостная весть о ниспосланном
благословении с быстротой молнии разнеслась от Балтийского до Черного моря и до
Карпат и наполнила весельем сердца всех народов великой державы. Даже при
иноземных дворах везде, кроме столицы крестоносцев, весть об этом приняли с
радостью. В Риме пели "Te Deum". В землях польских народ окончательно
утвердился в мысли, что стоит "святой владычице" о чем-нибудь попросить бога -
и молитва ее непременно будет услышана.
Люди приходили к ней просить помолиться за их здоровье, посланцы земель и
уездов приходили к ней просить помолиться то о ниспослании дождя, то хорошей
погоды на время жатвы, то удачного покоса, то хорошего сбора меда, то изобилия
рыбы в озерах и дичи в лесах. Грозные рыцари из пограничных замков и городков,
которые, по обычаю, перенятому от немцев, занимались разбоем или междоусобной
войной, при одном ее слове вкладывали в ножны мечи, отпускали без выкупа
пленников, возвращали угнанные стада и протягивали друг другу руку в знак мира.
Все убогие, все нищие толпились у ворот краковского замка. Чистая душа ее
проникала в тайники человеческих сердец, смягчала участь невольников, гордость
вельмож, суровость судей и возносилась над всей страной, как провозвестница
счастья, как ангел справедливости и мира.
Все с сердечным трепетом ждали благословенного дня.
Рыцари внимательно посматривали на стан королевы, чтобы заключить, долго
ли еще остается им ждать будущего наследника или наследницу престола.
Архиепископ краковский Выш, который был в то же время самым опытным в стране
лекарем, прославившимся и за границей, не обещал еще скорого разрешения от
бремени, и если уже делались приготовления к празднествам, то лишь потому, что,
по обычаям тех времен, празднества начинались загодя и тянулись целыми неделями.
Хотя стан королевы несколько округлился, однако все еще сохранял прежнюю
стройность. Одежды она носила крайне простые. Воспитанная когда-то при пышном
дворе, самая красивая из всех тогдашних княжон и принцесс, она любила дорогие
материи, ожерелья, жемчуга, золотые браслеты и перстни, но теперь вот уже
несколько лет не только носила монашеские одежды, но и закрывала лицо, дабы от
вида собственной красоты не обуяла ее мирская гордыня. Тщетно Ягайло, с
восторгом узнав о том, что королева тяжела, просил ее украсить ложе парчою,
виссоном, каменьями. Она ответила, что, давно отрекшись от пышности и памятуя,
что час разрешения часто бывает смертным часом, не среди драгоценных камней, но
в тихом смирении должна принять милость, ниспосылаемую ей богом.
Золото и драгоценности шли тем временем на Академию <То есть на будущий
Ягеллонский университет, основанный Казимиром в 1364 г. и в первые века
называвшийся Краковской академией, а в 1400 г. обновленный (после упадка при
Людовике) и реорганизованный, чему содействовала Ядвига, которая завещала
университету лично ей принадлежавшее имущество.> или на посылку новоокрещенных
литовских юношей в иноземные университеты.
С той поры как надежда на материнство обратилась в уверенность, королева
лишь согласилась в одном изменить свой монашеский облик - она перестала
закрывать лицо, справедливо полагая, что отныне не приличествуют ей покаянные
одежды...
Взоры всех с любовью устремились теперь на прекрасное лицо, которому не
нужны были для украшения золото и самоцветы. Подняв очи горе, держа в одной
руке молитвенник, а в другой четки, королева медленно шла от дверей сакристии к
алтарю. Збышко увидел лилейный ее лик, лазоревые очи, поистине ангельские черты,
исполненные спокойствия, доброты и милосердия, и сердце молотом забило у него
в груди. Он знал, что, по велению божию, должен любить своего короля и свою
королеву, и любил их по-своему, но сейчас он внезапно воспылал к ним той
великой любовью, которая загорается в сердце, не повинуясь велению, но
вспыхивает сама, как пламя, сочетаясь с величайшим преклонением, и смирением, и
жаждою жертвы. Збышко был молод и горяч, и сейчас его охватила жажда доказать
королю и королеве всю свою рыцарскую любовь и преданность, совершить подвиг
ради этой любви, куда-то помчаться, кого-то изрубить, что-то захватить и при
этом самому сложить голову. "Не пойти ли мне с князем Витовтом, - говорил он
сам с собою, - как еще я могу послужить святой владычице, раз поблизости нигде
нет войны?" Ему даже в голову не пришло, что служить можно не только мечом,
рогатиной или секирой, и он готов был один ударить на всю рать Тимура Хромого.
Ему хотелось тотчас после обедни вскочить на коня и на что-то решиться. На что?
Этого он сам не знал. Он знал только, что сгорает от нетерпения, что не может
|
|