|
ной репы, пены не плеснуть с пива? Не сделаешь этого, лошади падут или
коровы опаршивеют, молоко станут с кровью давать, а то и урожай пропадет.
Многие так делают, потому и попали под подозрение. Да ведь они это все по
невежеству, из страха перед нечистью. В старину этой нечисти лучше жилось. У
нее были свои леса, свои просторные лесные хаты, верховые кони, да и десятину
брали божки. А нынче леса повырублены, есть нечего, по городам в колокола
звонят, вот вся нечисть и зарылась в самых дремучих борах да и воет там с тоски.
Пойдет литвин в лес, так его там то один, то другой божок за полу кожуха
дергает: "Дай!", говорит. Некоторые дают; но есть и такие смельчаки, что не
только не хотят давать, но еще и ловят их. Один насыпал в воловий пузырь
пареного гороху, так туда тотчас тринадцать божков и залезло. А он заткнул их
рябиновым колышком да и понес в Вильно продавать францисканцам; ну, те охотно
дали ему двадцать скойцев <Скоец был равен двум грошам и составлял 1/24 часть
гривны (при Казимире III равнялась 197 г серебра). На один скоец можно было
купить четырех цыплят, на шесть - бочку пива.>, лишь бы расточить врагов имени
Христова. Я сам этот пузырь видал, еще издали от него шел богомерзкий дух - это
все бесстыдная нечисть со страху перед святой водой...
- А кто посчитал, что их там тринадцать было? - живо спросил купец Гамрот.
- Литвин считал: он видел, как они лезли. Да по одному духу можно было
узнать, что они там сидят, ну, а колышек никому вынимать не хотелось.
- Экое диво какое! - воскликнул один из шляхтичей.
- Да, всякого дива я там насмотрелся. Народ хороший, ничего не скажешь, но
только все у них особенное. Лохматые все, разве только какой-нибудь князь у них
волосы чешет; едят печеную репу, почитают ее за самое лучшее кушанье, от нее
будто храбрости прибавляется. В лесных хатах живут со скотиной вместе да с
ужами; в питье и в еде никакой меры не знают. Баб ни в грош не ставят, зато
девушек очень уважают, верят, что владеют те великой силой: стоит будто девке
натереть человеку живот сухой черникой - и колик как не бывало!
- Коли девки красавицы, так не жаль, если и живот схватит, - воскликнул
кум Айертретер.
- Про то Збышка спросите, - заметил Мацько из Богданца.
Збышко залился таким смехом, что лавка под ним заходила ходуном.
- Есть и красавицы, - сказал он. - Разве Рынгалла <Рынгалла (в крещении
Елизавета, ум. 1433) была потом замужем за молдавским господарем.> не была
красавицей?
- Это что за Рынгалла такая? Прелестница, что ли? Ну же, рассказывай!
- Как, вы не слыхали про Рынгаллу? - спросил Мацько.
- И не слыхивали.
- Да ведь это сестра князя Витовта, жена Генрика <Генрик (1366 - 1398),
епископ плоцкий, был младшим братом Земовита и Януша.>, князя мазовецкого.
- Что вы говорите! Какого князя Генрика? Был один мазовецкий князь Генрик,
плоцкий епископ, но он умер.
- Он самый. Рим должен был разрешить его от обета, но смерть раньше его
разрешила; видно, не очень порадовал он господа бога своим поведением.
Ясько из Олесницы послал меня к князю Витовту с письмом в Риттерсвердер
как раз тогда, когда плоцкий епископ князь Генрик приехал туда к князю от
короля. На ту пору Витовту воевать уж наскучило, Вильно он все равно не мог
взять, ну, а нашему королю наскучили родные братья с их распутством.
Увидел король, что Витовт побойчее и поумнее их, и послал епископа
уговорить князя оставить крестоносцев и покориться ему, за что посулил отдать
под его власть Литву. Витовт, охотник до всяких перемен, благосклонно выслушал
посла. Начались тут пиры да ристалища. И хоть другие епископы этого не одобряют,
князь Генрик охотно садился верхом на коня и показывал на ристалищах свою
рыцарскую силу. Князья мазовецкие все богатыри, даже девушки из их рода легко
ломают подковы. Выбил князь один раз из седла троих рыцарей, в другой раз
пятерых, а из наших меня свалил, да у Збышка конь под его натиском прянул и сел
на задние ноги. Все награды вручала князю прекрасная Рынгалла, перед которой он
в полном вооружении преклонял колено. И так они полюбили друг друга, что на
пирах епископа оттаскивали от нее за рукава отцы духовные, которые приехали с
ним, а Рынгаллу удерживал брат Витовт. И говорит епископ: "Я, мол, сам разрешу
себя от обета, а папа, если не римский, то авиньонский, <Речь идет о "великом
расколе" 1378 - 1417 гг., когда католический клир разделился на две, а потом
три церкви, во главе которых стояли соперничавшие папы. В годы, описанные в
"Крестоносцах", в Авиньоне был папа Бенедикт XIII (1394 - 1423), в Риме -
Бонифаций IX (1389 - 1404), Иннокентий VII (1404 - 1406), Григорий XII (1406 -
1415). Собор в Пизе, низложив в 1409 г. двух пап, избрал третьего, но его не
признали местные курии. "Троепапие" ликвидировал в 1417 г. Констанцский собор.>
подтвердит разрешение, но венчаться я должен незамедлительно, иначе сгорю!"
Тяжкий это был грех, но Витовт не хотел противиться, чтобы не оскорбить
королевского посла, - и они справили свадьбу. Потом уехали в Сураж, а там в
Слуцк, к великому горю Збышка, который, по немецкому обычаю, избрал княгиню
Рынгаллу госпожой сердца и дал обет быть верным ей до гроба.
- Все это так, - вдруг прервал его Збышко, - да люди потом стали говорить,
будто княгиня Рынгалла, пораздумав, решила, что не пристало ей быть женою
епископа, который жениться женился, а снять с себя духовный сан не желает, что
не может быть над ними благословения господня, и отравила мужа. Я как услыхал
про то, попросил одного благочестивого отшельника под Люблином разрешить меня
от обета.
- Что он отшельник, это верно, - смеясь, возразил Мацько, - но вот
благочестив ли, не знаю, потому мы в пятницу приехали к нему в лес, а он рубил
топором медвежьи кости да так сосал мозг, что только кадык играл.
- Да, но он гов
|
|