|
тоже был счастлив, ему казалось, что война должна вспыхнуть
тотчас после краковских торжеств.
IV
Было уже далеко за полдень, когда княгиня со своей свитой выехала из
гостеприимного Тынца в Краков. Рыцари в те времена, направляясь в гости к
знатной особе, при въезде в большой город или замок надевали часто бранные
доспехи. Правда, искони так повелось, что, проехав ворота, рыцарь должен был
тотчас снять доспехи, причем в замке сам хозяин, по обычаю, говорил гостю:
"Снимите доспехи, благородный рыцарь, ибо вы прибыли к друзьям".
Все же въезд в полном боевом снаряжении почитался более пышным и возвышал
рыцаря в глазах окружающих. Ради этой пышности и Мацько со Збышком надели
добытые у фризских рыцарей великолепные панцири и наплечники, блестящие,
сверкающие, протканные по краям золотом. Миколай из Длуголяса, который и свету
повидал на своем веку, и на рыцарей насмотрелся, да к тому же был весьма
искушен в военном деле, тотчас признал работу славнейших в мире миланских
бронников; выковать себе такую броню могли лишь самые богатые рыцари, и стоила
она целого состояния. Он заключил отсюда, что фризские рыцари принадлежали у
себя, видно, к знати, и с тем большим уважением стал глядеть на Мацька и Збышка.
Одни только шлемы у них, хоть и не плохие, все же не были такими богатыми,
зато рослые кони, покрытые красивыми попонами, возбудили у придворных удивление
и зависть. Сидя в непомерно высоких седлах, Мацько и Збышко с высоты взирали на
весь двор. Они держали в руке по длинному копью, на боку у них висел меч, у
седла торчала секира.
Правда, щиты они удобства ради оставили на повозках, но и без щитов у
обоих был такой вид, точно они не в город ехали, а выступали в бой.
Оба они держались неподалеку от коляски, в которой на заднем сиденье ехала
княгиня с Данусей, а на переднем почтенная придворная дама Офка, вдова Кристина
из Яжомбкова, и старый Миколай из Длуголяса. Дануся с большим любопытством
глядела на закованных в латы рыцарей, а княгиня то и дело вынимала из-за пазухи
ковчежец с реликвией и подносила его к устам.
- Страх как любопытно взглянуть на косточку там, в середине, - произнесла
наконец она, - но сама я не открою ковчежец, чтобы не оскорбить святого. Пусть
откроет епископ в Кракове.
- Э, лучше уж не выпускать его из рук, - заметил осторожный Миколай из
Длуголяса, - уж очень это соблазнительная штука.
- Может, вы и правы, - после короткого раздумья сказала княгиня, а затем
прибавила:
- Давно никто не доставлял мне такой радости, как достойный аббат, и своим
подарком, и тем, что рассеял мой страх перед святынями крестоносцев.
- Мудрые и справедливые речи он говорил, - сказал Мацько из Богданца.
- Были и под Вильно всякие святыни у крестоносцев, уж очень они хотели
убедить чужих, что воюют с язычниками. И что же? Увидели наши, что ежели
поплевать в кулак да рубнуть сплеча секирой, так и шлем и голова пополам.
Грех сказать, святые помогают, но только тем, кто с именем божиим идет на
бой за правое дело. Так вот я и думаю, милостивейшая пани, что случись великая
война, то, хоть все немцы станут крестоносцам на помощь, мы разобьем их
наголову, потому народ наш велик, да и силы в костях Иисус Христос даровал нам
побольше. Что ж до святынь, то разве в Свентокшижском монастыре нет у нас древа
креста господня?
- Правда, истинная правда, - сказала княгиня. - Но у нас оно хранится в
монастыре, а они свое в случае надобности возят с собой.
- Все едино! Нет пределов для всемогущего.
- Так ли это, скажите? - спросила княгиня, обращаясь к мудрому Миколаю из
Длуголяса.
- Любой епископ это подтвердит, - ответил тот. - До Рима тоже далеко, а
ведь папа миром правит. Что же говорить о боге?
Эти слова окончательно успокоили княгиню, и она перевела разговор на Тынец
и его красоты. Мазуры дивились не только богатству монастыря, но и богатству, и
красоте всего края, по которому они сейчас проезжали. Кругом раскинулись
большие зажиточные села с густыми садами; они опоясались липовыми рощами; на
липах виднелись гнезда аистов, а пониже - борти под соломенными стрешками. По
обе стороны большой дороги тянулись нивы. Ветер клонил по временам еще зеленое
море хлебов, в котором, как звезды в небе, мелькали светло-синие васильки и
красные маки. Далеко за полями темнел кое-где хвойный лес, веселили взор
залитые солнечным блеском дубравы и ольшаники, травянистые сырые луга, где над
болотцами кружили чибисы; а там снова холмы, облепленные хатами, снова поля;
видно, жило тут много народу, любившего трудиться на земле, - и весь край,
насколько хватает глаз, казался землею обетованной, обителью спокойствия и
счастья.
- Это земли короля Казимира, - сказала княгиня. - Жить бы тут и не умирать.
- И Христос такой земле улыбается, - заметил Миколай из Длуголяса, - и
благословение божие почиет над нею; да и как же может быть иначе, коли тут,
когда ударят в колокола, не найдешь уголка, куда бы не донесся звон!
Известно, что злые духи этого не терпят и бегут в глухие боры к самой
венгерской границе.
- Вот мне и удивительно, - вмешалась в разговор пани Офка, вдова Кристина
из Яжомбкова, - как это Вальгер Прекрасный, о котором рассказывали монахи,
может являться в Тынце, где семь раз на дню звонят в колокола.
Миколай на минуту смешался и только после некоторого раздумья сказал:
- Неисповедим промысл божий,
|
|