|
время самого полного мира
крестоносцы захватили и увели в неволю князя. Они говорили, будто этот замок
может быть опасным для них. Но ведь замки строят не для нападения, а для
обороны, и какой же князь не имеет права сооружать или перестраивать их на
своей земле? Не примириться с орденом ни слабому, ни сильному, потому что
слабого он презирает, а сильного стремится одолеть. За добро он платит злом.
Разве есть в мире орден, который в других королевствах был бы осыпан такими
милостями, как крестоносцы у польских князей, а чем отблагодарили они за это?
Ненавистью, набегами, войною и вероломством. И тщетны все пени, тщетны все
жалобы самому престолу апостольскому, ибо, закоснев в упорстве и гордыне, они
не внемлют даже папе римскому. И теперь вот они прислали посольство на родины и
крестины, но лишь для того, чтобы отвратить от себя гнев могущественного короля
за все то, что они учинили в Литве. Сердца же их полны умыслом стереть с лица
земли королевство и все польское племя.
Аббат внимательно слушал, покачивая головой, а затем сказал:
- Мы знаем, что во главе посольства в Краков приехал комтур Лихтенштейн,
брат ордена, коего весьма почитают за славный род, храбрость и ум. Вы,
милостивейшая пани, может, скоро его увидите, ибо вчера комтур прислал мне
весть, что он посетит Тынец, желая поклониться нашим святыням.
Услышав об этом, княгиня снова стала жаловаться:
- Толкует народ, - и так оно, верно, и есть, - что быть скоро великой
войне. Воевать будут Королевство Польское и все народы, которые говорят на
языке, похожем на польский, с немцами и орденом. Предсказала будто войну
какая-то святая...
- Бригитта <Бригитта (1303 - 1373), шведская принцесса, основательница
женского монашеского ордена, была причислена к лику святых в 1391 г. (Сыграли
тут роль хлопоты враждовавшей с Тевтонским орденом Маргариты, королевы Дании,
Норвегии и Швеции.) До нас дошли фрагменты польского перевода "Откровений
святой Бригитты", сделанного, согласно одному из предположений, в конце XIV в.
для королевы Ядвиги.>, - прервал княгиню ученый аббат. - Восемь лет назад ее
причислили к лику святых. Святой Петр из Альвастра и Матвей из Линкепинга
записали ее пророчества, в которых и впрямь предсказана великая война.
Збышко при этих словах затрепетал от радости и, не в силах удержаться,
спросил:
- А скоро ли будет эта война?
Но аббат, занятый разговором с княгиней, не расслышал его, а может,
притворился, что не слышит.
- Радуются и у нас этой войне молодые рыцари, - продолжала меж тем княгиня,
- но те, кто постарше и порассудительней, вот что говорят: "Не немцев, говорят,
мы страшимся, хоть велика их гордыня и сила, не копий их и мечей, но страшимся
мы, говорят, святынь крестоносцев, ибо все силы людские ничто противу них".
Анна Данута со страхом взглянула на аббата и прибавила, понизив голос:
- Сдается, есть у них подлинное древо креста господня; как же воевать с
ними?
- Прислал им его французский король, - подтвердил аббат.
На минуту воцарилось молчание, затем заговорил Миколай из Длуголяса, по
прозвищу Обух, человек бывалый, искушенный опытом.
- Был я в неволе у крестоносцев, - сказал он, - и случалось мне видеть
процессии с этой великой святыней. Но, кроме нее, есть у крестоносцев, в
монастыре в Оливе, множество других первейших святынь, без коих ордену не
достичь бы такого могущества.
Тут бенедиктинцы, вытянув от любопытства шеи, стали спрашивать у него:
- Скажите же, что это за святыни?
- Есть у них край ризы пресвятой девы Марии, - ответил пан из Длуголяса, -
коренной зуб Марии Магдалины и головешки неопалимой купины, из коей сам
бог-отец явился Моисею, есть рука святого Либерия, а что до костей прочих
святых, так их на пальцах рук и ног не сочтешь...
- Как же воевать с крестоносцами? - со вздохом повторила княгиня.
Аббат наморщил высокий лоб и после минутного раздумья сказал:
- Трудно с ними воевать уже по одному тому, что они монахи и носят крест
на плащах; но ежели они погрязли во грехах, то и святыням может показаться
мерзостным пребывание среди них, и тогда они не только не придадут крепости
ордену, но отнимут ее у него, дабы перейти в более благочестивые руки. Да
хранит господь бог кровь христианскую, но коли уж начнется великая война, то и
у нас в королевстве найдутся святыни, кои на войне нашими станут заступниками.
Недаром вещает глас в пророчестве святой Бригитты: "Я поставил их, яко тружениц
пчел, утвердил на рубеже земли христианской; но они восстали против меня. Ибо
не пекутся они о душе и не щадят плоти народа, который обратился в веру
католическую. Они в рабов его обратили, не учат заповедям божиим и, лишая его
святых тайн, обрекают на вечные муки, горшие тех, кои терпел бы он, коснея в
язычестве. А воюют они для утоления своей алчности. Посему придет время, когда
будут выбиты зубы у них, и отсечена будет правая рука, и охромеют они на правую
ногу, дабы познали грехи свои".
- Дай бог! - воскликнул Збышко.
Слушая слова пророчества, прочие рыцари и монахи также ободрились, аббат
же обратился к княгине:
- Посему уповайте на господа бога, милостивейшая пани, ибо не ваши, но
скорее их дни сочтены, а пока с чистым сердцем примите сей ковчежец, в коем
хранится палец ноги святого Птоломея, одного из покровителей наших.
Протянув трепещущие от счастья руки и преклонив колена, княгиня приняла
ковчежец и прижала его к устам. Радость ее разделяли придворные, ибо никто не
сомневался, что от такого дара снизойдет благодать на всех, а может, и на целое
княжество. Збышко
|
|