|
ебни, то поможет взять и
добычу. Ну, а тамошний невольник - это вам не татарин. Такого поселишь в бору,
век не пожалеешь.
- Да ты, парень, что, ума решился? Ведь сейчас нет войны, и бог весть
когда она будет!
- Ах, дядюшка! Заключили медведи мир с бортниками и бортей не портят, и
меду не едят! Ха-ха! Да неужто вы не знаете, что войска не воюют и король с
магистром приложили к пергаменту свои печати, но на границе-то вечные стычки.
Угонит кто-нибудь скотину, стадо, так за одну корову жгут целые деревни и
осаждают замки. А разве не угоняют в неволю мужиков и девок? А купцов на
больших дорогах? Вспомните старые времена, о которых вы сами мне рассказывали.
Разве плохо было Наленчу, когда он захватил сорок рыцарей, ехавших к
крестоносцам, посадил их в подземелье и не отпускал до тех нор, пока магистр не
прислал ему полный воз гривен? Юранд из Спыхова тоже только тем и занят, и дело
на границе всегда найдется.
Минуту они шли в молчании. Тем временем совсем рассвело, и яркие лучи
солнца осветили скалы, на которых было выстроено аббатство.
- Бог везде может послать счастье, - смягчился наконец Мацько, - помолись,
чтобы ниспослал тебе свое благословение.
- Это верно, все в его воле!
- И о Богданце подумай, ты ведь не уверишь меня, что хочешь ехать к Юранду
из Спыхова не ради этой свиристелки, а ради Богданца.
- Вы мне этого но говорите, не то я рассержусь. Не стану отпираться, гляжу
не нагляжусь я на нее, не такой я дал ей обет, как Рынгалле.
Случалось ли вам встречать девицу краше ее?
- Что мне до ее красы! Лучше, как подрастет, женись на ней, коли она дочка
могущественного комеса.
Лицо Збышка осветилось юношеской доброй улыбкой.
- И то дело. Не нужна мне ни другая госпожа, ни другая жена! Вот
состаритесь вы и заноют ваши старые косточки, так еще понянчите наших с нею
детей.
При этих словах улыбнулся и Мацько и ответил, совсем смягчившись:
- Грады! Грады! Пусть же посыплются тогда градом детишки. В старости
радость, по смерти спасение подай нам, Иисусе!
III
Княгиня Данута, Мацько и Збышко уже бывали в Тынце, но некоторые
придворные видели его впервые. Подняв глаза, они в изумлении смотрели на
величественный монастырь, на зубчатые стены, которые тянулись вдоль скал над
обрывами, на высокие здания, которые громоздились то по склону горы, то за
острогом, отливая золотом в лучах восходящего солнца. При первом же взгляде на
эти великолепные стены и сооружения, на эти дома и хозяйственные постройки, на
сады, лежавшие у подошвы горы, и на тщательно возделанные поля, которые с
высоты открывались взору, можно было сказать, что тут за столетия накоплены
неисчислимые богатства, непривычные и удивительные для жителей бедной Мазовии.
И в других местах были старинные богатые бенедиктинские аббатства, например в
Любуше на Одре, в Плоцке, в Могильне, что в Великой Польше, но ни одно из них
не могло сравниться с тынецким, владения которого были обширней многих удельных
княжеств, а доходы могли возбудить зависть даже у тогдашних королей.
Придворные диву давались, иные просто глазам своим не верили, а княгиня,
желая скоротать время и поразвлечь своих приближенных панн, попросила одного из
монахов рассказать старинную и страшную повесть о Вальгере Прекрасном <Повесть
оВальгере Прекрасном (иначе: Вальгеже Удалом) приведена в "Великопольской
хронике" Годзислава Башко (конец XIII в.) и является польской переработкой
западного сюжета о Вальтере Аквитанском.>, которую ей уже рассказывали, хоть и
не очень подробно, в Кракове.
Заслышав об этом, панны тесной стайкой окружили княгиню и медленно
направились в гору, в лучах утреннего солнца подобные движущимся цветам.
- Пусть брат Гидульф расскажет о Вальгере, он ему как-то ночью явился, -
сказал один из монахов, поглядывая на другого, человека преклонных лет, который,
сгорбившись, шел рядом с Миколаем из Длуголяса.
- Неужто вы, святой отче, видели его собственными глазами? - спросила
княгиня.
- Видел, - угрюмо ответил монах. - Бывает такая пора, когда, по воле
божьей, он может покидать преисподнюю и показываться миру.
- Когда же это бывает?
Старик бросил взгляд на других монахов и умолк, - существовало поверье,
будто дух Вальгера является тогда, когда в монашеском ордене портятся нравы и
монахи больше, чем следует, помышляют о земных благах и мирских утехах.
Никто из них не хотел в этом признаться, но призрак, по поверью, предвещал
также войну или иное бедствие, и брат Гидульф, помолчав с минуту времени,
промолвил:
- Явление его не сулит добра.
- И я не хотела бы увидеть его, - крестясь, сказала княгиня. - Но почему
же он в преисподней, если только отомстил за свою тяжкую обиду?
- Да будь он всю жизнь праведником, - сурово возразил монах, - все равно
был бы осужден на вечные муки, ибо жил в язычестве и не очистился святым
крещением от первородного греха.
Брови княгини мучительно сжались при воспоминании о том, что ее великий
отец, которого она любила всей душой, уме
|
|