|
Не все сразу поняли мой вопрос.
- Кто раньше стрелял из ружья? - более понятно поставил я вопрос.
Назвались трое.
- Вы умеете обращаться с оружием? Заряжать, целиться, чистить?
- Умеем.
- Мне нужно еще пятерых, которых я научу стрелять. Кто хочет?
Вызвались все. Все горели желанием овладеть этой наукой. Стать
обладателем ружья было мечтой индейца. Манаури отобрал четверых, сам был
пятым.
Поскольку я считал важным, не теряя времени, взяться за дело,
пришлось изменить состав ранее предложенных групп, главным образом
охотничьих. Когда все разошлись, я с восемью учениками остался неподалеку
от пещеры.
Меня поражал энтузиазм индейцев. Зная беспечную леность некоторых
северных племен, немало наслушавшись россказней о сонливых туземцах Южной
Америки, я не переставал дивиться усердию моих новых товарищей. Передо
мной открывался какой-то совершенно новый, прежде неведомый мне человек.
Трудно было предположить, что ужасы рабства, выпавшие на долю этих
людей, могли привести к столь разительным переменам их натуры. Рабство у
жестокосердых испанцев могло скорее уничтожить в человеке все
человеческое, превратить его в ничтожество. Здесь же наблюдалось нечто
совершенно противоположное: жажда свободы - непобедимая сила человеческого
духа. Эти люди хотели обрести свободу - вот отчего они не знали устали, а
глаза их горели неукротимым огнем. Они узрели путь к свободе, им виделось
светлое завтра, и это вселяло в них энтузиазм, делало их сильными и
смелыми.
И как в тот раз, когда я лежал, изодранный когтями ягуара, и думал об
Арнаке и Вагуре, так и теперь я вновь вспомнил своих северных
соплеменников. И снова меня охватило горькое чувство досады. Сколько же
там людей, одержимых ненавистью к индейцам, и притом не только среди
яростных пуритан! О, если бы эти слепцы оказались на моем месте и увидели
индейцев Манаури, стремящихся к свободе!
В ходе учебы особое внимание я уделял умению быстро заряжать ружье,
целиться и сохранять на полке порох сухим. Лишь после этого мы приступили
к самой стрельбе. Каждому я позволял стрелять два раза, сначала с
небольшой порцией пороха, чтобы не пугать стрелка звуком выстрела, а потом
с нормальным зарядом. Ученики оказались прилежными и через несколько часов
муштры кое-что усвоили. Их нельзя было считать еще отборными стрелками, по
под надзором стрелять они уже могли.
- Будем ежедневно заниматься хотя бы по часу, но без стрельбы. Надо
экономить порох! - пояснил я.
До захода солнца оставалось еще несколько часов, и Манаури с двумя
своими людьми отправился в лес нарезать веток и лиан для луков и тростника
для стрел. Я был этому рад, поскольку луки оставались все-таки основным
оружием нашей группы и их не мешало иметь побольше и хорошего качества.
Находясь весь день вблизи пещеры, я чуть ли не каждый час поднимался
на вершину нашего холма или посылал туда кого-нибудь из оказавшихся под
рукой. Море сверкало приветливо и безмятежно: на огромном пространстве
ничего тревожного. Я старался соблюдать все меры предосторожности,
чувствуя себя ответственным за судьбы этих людей и как старожил острова, и
как честный человек, которому они без колебания вверили свои жизни.
К вечеру охотники стали возвращаться. Добычу несли самую разную: были
здесь и зайцы, и птицы, и ящерицы, и даже змеи. Ягод и фруктов принесли
несколько корзин, хотя последних, к сожалению, у нас было маловато. Особым
лакомством почитались макушки некоторых пальм, срезанные выше
одеревеневшей части ствола; и впрямь, в вареном виде они пришлись мне
очень по вкусу.
Рыбаки, выходившие в море к Пяти скалам, рыбы наловили, но немного,
всего несколько штук. Зато им пришлось пережить волнующие минуты схватки с
тюленем или каким-то подобным существом: еще немного - и они принесли бы в
лагерь гору мяса. Но в последний момент раненное копьем животное сорвалось
и скрылось под водой.
За ужином мы обсудили план на следующий день и решили выставить
постоянный дозор на вершине холма, а кроме охотничьих групп, выслать на
западный берег острова плот с несколькими людьми для отлова черепах.
Заодно они посмотрят, как устроился Матео со своими людьми.
Мне интересно было узнать подробности о жизни на острове Маргарита.
Индейцы рассказали, что там много испанцев, владеющих плантациями, но
живущих в основном за счет ловли жемчуга. У берегов острова скалистое дно,
на котором селятся особые раковины, образующие жемчуг - редкость, несущую
радость избранным и горе угнетенным. Далеко не каждая раковина содержит
жемчужину, и надо достать их сотни со дна Моря, чтобы напасть на одну с
драгоценным плодом.
В качестве ныряльщиков используются исключительно рабы. Труд этот
настолько тяжел, что даже самые сильные и выносливые через год погибают от
разрыва легких. Ныряльщик в этих условиях приговорен к неизбежной смерти,
а недолгая его жизнь - сплошное мучение. Из-за высокой смертности рабов
испанцы на Маргарите постоянно испытывают в них недостаток и
систематически устраивают охоту на людей на берегах островов Карибского
моря, а известных своей силой негров покупают за бешеные деньги где
|
|