|
она сказала: "Знаю, мой сын, ты ученым
хотел стать, не любишь торговлю. Кисмет! Должен стать купцом, ибо больше
некому заменить отца. Иди и продолжай его дело, а он, взирая на тебя с
высоты седьмого неба, пусть спокойно наслаждается раем". Я не счел возможным
сопротивляться, хотя шум шелка не мог заменить мне шелеста страниц. Но не к
чему огорчать уже огорченную. Лишь для приличия я просил дать мне два
базарных дня для раздумья. В мечеть за советом я не пошел, ибо пяти молитв,
которые Мухаммед положил на каждый день правоверному, достаточно для того,
чтобы аллах сам помнил о наших желаниях, а лишнее напоминание о себе может
показаться назойливее овода. Поразмыслив, я нанял каик и переправился в
Скутари. Подымаясь от берега в гору, засаженную платанами и кипарисами,
предался размышлению: почему платан сажают при рождении правоверного, а
кипарис над гробом? Разве это не придумали византийцы? Войдя на кладбище, я
стал читать надписи, надеясь найти в них совет и поучение. Сильный запах
кипариса способствовал умиротворению. И так я переходил от одного тюрбэ к
другому, от мраморных колонн, увенчанных вызолоченным или раскрашенным
тюрбаном, к саркофагам с высеченными звездами и полумесяцем. Живые
напоминали о мертвых, но мертвые паши и везиры не способствовали найти живую
мысль. Тогда я обратился к столбикам с изваянною чалмой и полуистертыми
надписями. Что обнаружил я здесь, кроме главного богатства подземного
царства - молчания? Пустоту надземного. Лишь слова на обломке мрамора одного
капудан-паши: "Он поставил руль на румб вечности, ветер кончины сломал мачту
его корабля и погрузил его в море благоволения аллаха", - вызвали у меня
мысль, что Сулейман Мудрый был прав: "Все суета сует". А надписи на скромных
надгробных плитах: "Белая голубка торопливо улетела из гнезда скорби, чтобы
получить место среди гурий рая", или: "На скрижалях судеб значилось, что
Айша, красивейшая из цветов в цветнике жизни, сорвана со стебля на
семнадцатой своей весне", отуманили мое сердце, ибо печальна на земле жизнь
мусульманки. Под небом Скутари я еще раз сказал себе: "Нет, с помощью
справедливости не причиню зла той, кого полюблю". Разобрав надпись на камне,
под которым покоился певец: "Соловей на одно мгновение пленил рощу земли,
чтобы навек завладеть травинкой эдема", я, не останавливаясь у хвалебных
надписей улемов, отошел к дальнему углу. Там камни не отражали возвышенное,
простой народ не смел изречениями тревожить глаза знатных прохожих. Но народ
перехитрил самозванных хозяев земли, и, проходя, каждый правоверный
вглядывался в изображение и восклицал: "Этот шил одежду, - на камне
вырублены ножницы! А этот строил дом, - иначе незачем было его близким
высекать на камне топор. А вот изображение бритвы, значит владел ею
цирюльник. А на этом мраморе весла, значит: "гребец Босфора наконец доплыл
до вечной пристани!.."
Все это хорошо, подумал я, но ни рощей, ни травинкой, ни топором, ни
эдемом я торговать не буду. И, оставив царство кипарисов, я поспешил в
долину Бюйюкдере, в царство платанов. Слава аллаху, это не произошло в
пятницу, когда правоверные осаждают богатые фонтаны и приятные, покрытые
пышной зеленью, площадки. И воскресеньем не назывался этот день, когда сюда
стекались гяуры отведать сладость прохлады и насладиться красотой, созданной
аллахом в день милостыней.
Уже солнце, окунувшись в огонь и кровь, собиралось покинуть ради
ночного покоя небосклон, когда я готов был предаться отчаянию и возроптать
на Мухаммеда, не желающего снизойти до совета мне. Но тут внезапно глаза мои
узрели теспих - мусульманские четки. Они размеренно двигались в
бледно-желтых пальцах. Машаллах! Смотрю и изумляюсь: бусы передвигаются, и в
каждой из них солнце, облитое огнем и кровью, легкие воды Босфора и что-то
другое, что нельзя описать. Потом догадался: мысль! Тут я решился узнать,
кто владетель четок. Прислонясь к платану, он, не замечая земли, смотрел
далеко за пределы уходящего солнца. Белоснежная кисея, обвивавшая его феску,
говорила о его учености. Я даже пошутил сам с собой, "О Мекка, первый раз
вижу улема, предавшегося размышлению". И тут ясно: четки отражали мысли,
пришедшие из дальнего края, может оттуда, откуда каждое утро восходит
солнце, еще бледное от сна, еще холодное от спокойствия неба...
А раз так, я поспешил домой: "О моя прекрасная мать, сам Мухаммед
поставил на моем пути мысль, и сопротивляться не к чему. Я продам лавку отца
и открою свою. Во имя аллаха, торговать буду четками!"
"О Абубекр, воплощающий в себе правосудие! О Омар, отличающийся
твердостью! О Осман, подающий пример скромности! О десять пророков,
блистающих мужеством! Не оставьте моего сына в его заблуждении!" Подождав
немного, мать вздохнула, так как никто из четырех первых калифов и десяти
пророков не подал голоса. "О мой сын, что могут дать тебе четки?" Я подумал:
мысль! - и торопливо ответил: "Богатство!" Где-то стояли кипарисы и против
них платаны. "Богатство? - удивилась мать. - От четок?" Свет стоял против
мрака. "О моя мать! - протянул я руки к небу, словно хотел снять с золотого
гвоздя луча воздушные бусы. - Увидишь, большое богатство, ибо я овладел
тайной обогащения".
Подумав, мать сказала: "Пусть сначала будет по-твоему. Только з
|
|