Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История Грузии :: Анна Антоновская - Георгий Саакадзе :: Книга VI - Город мелодичных колокольчиков
<<-[Весь Текст]
Страница: из 301
 <<-
 
 Фанар.
     Ростом  дивился:  как  удалось  греческому духовенству сохранить алтари
среди  враждебного  магометанского  мира?   Тут   нужно  быть  или   великим
фокусником, или самим богом. И Ростом проникся желанием постигнуть греческую
мудрость.  Так  он  и  поведал благочестивому епископу,  вручая  от  Моурави
золотые монеты и ценные камни для икон.
     Но причина подобной щедрости крылась в  ином:  уже две пятницы хмурился
на пиру у Моурави высокомерный Хозрев-паша,  верховный везир. Его настроение
могло  озадачить других  советников Дивана.  Вот  почему  всякая случайность
должна быть исключена.  В  сумрачности везира или  в  его веселости,  в  его
благосклонности или в его резкости таится постоянная опасность, надо заранее
узнать причину штиля или прибоя,  и тогда можно считать,  что рулевое колесо
не выбросит корабль "Судьбу" на остроконечные рифы.
     Епископ ласково смотрел на алмазы и константинопольские шерифы, которые
складывал в  столбики.  Ростом  знал,  что  на  одной  стороне золотых монет
значилось:  "Царь Магомет,  сын царя Ибрагима. Победы его да будут почтены",
на другой:  "Царь над двумя частями света, император над двумя морями. Царь,
сын  царей",  и  подумал,  что  в  руках  греческого духовенства это  оружие
сильнее,  чем крест, ибо подкупаемым туркам не надо ничего ни разъяснять, ни
доказывать.  Язык  монеты  знаком любому пирату на  море  или  проходимцу на
земле.
     Столбики выстроились,  как на торжественном молебне иерархи в  ризах из
золотой парчи.  Епископ привычно открыл ларец, будто дверь храма, водворил в
него звонкое "воинство" и перешел к разговору:
     - Нет ли просьб у рыцаря из Грузии?
     - Обеспокоен Моурави... Чем недоволен везир Хозрев-паша?
     Епископ мягким движением руки подозвал старцев.
     - Да будут наши сердца открыты для нужд рыцарей из Грузии.
     Старцы понимающе склонили головы.  В  благодарность за  щедрые дары они
показали Ростому  источник "Урочище рыб",  находящийся под  сводами  древней
церкви.  Они заверили,  что любая беседа Георгия Саакадзе с патриархом будет
заглушаться падением целебной воды,  и если Ростом,  верный сын "вселенского
престола",  нуждается в  сведениях о  Новом серале султана,  то  немало есть
способов добыть их.
     Ростом  оставил  доброжелательным старцам  кисет  с  аспрами  и  просил
разрешения вновь посетить Балыклы через дней семь, присовокупив, что если их
слуха  коснется весть  о  паутине,  пусть самой тончайшей,  плетение которой
начал в Новом серале первый везир против Моурави из Картли,  и они,  старцы,
эту  весть  донесут до  Мозаичного дворца,  то  признательность и  любовь не
заставят себя ждать.
     Ровно через семь  дней Саакадзе узнал,  что  Фатима завидует султанше и
что  рубиновые подвески лишили  принцессу сна.  Это  не  входило  в  расчеты
Саакадзе,  но еще было бы хуже,  решил он,  если б огонь зависти сжигал душу
султанши.  Большая часть запутанных переходов находилась в Новом серале, где
обитала султан-ханым.
     Итак,  Ростом  завязал  дружбу  с  благочестивыми старцами из  квартала
Фанар.  Отсюда в  дальнейшем он  уносил ценные сведения обо  всем,  чем  жил
Константинополь.
     Пробовал  было  Ростом  уговорить  Папуна  сопутствовать  ему   в   дни
воскуривания фимиама старцам,  но  тот отмахнулся:  это ему не по сердцу,  к
наслаждению кадильным дымом он равнодушен,  и не следует раздражать бога,  -
он и так свершает все назло Папуна.  Лучше отправиться в Скутари осматривать
старое  кладбище,  там  по  крайней мере  учтиво  молчат кипарисы,  турки  и
камни...
     В  своих  одиноких прогулках не  только среди могил Скутари,  но  и  по
кладбищам "живых мертвецов" Папуна не искал "ящериц",  ибо у  него в сердце,
как он уверял,  не осталось места даже для укола иглы. Но "ящерицы" каким-то
образом  сами  его  нашли.  Покоряясь судьбе,  Папуна  стал  каждую  пятницу
наполнять карманы мелкой монетой,  сладостями и  углубляться в трущобы,  где
шумело сборище нищих. Тотчас на Папуна налетали оравой взлохмаченные, босые,
в  грязных лохмотьях,  изнуренные дети.  Он  ужасался:  какой только детворы
здесь не было!  Исковерканные жестоким веком и  законами султана,  они,  как
уверял Папуна,  если  и  созданы господом богом,  то  неизвестно,  по  чьему
подобию,   ибо  лишены  человеческого  облика.  То  набрасывался  на  Папуна
"волчонок",  выхватывая сладкий орех и давясь им, то жалобно пищал "чибис" и
тянулся к куску лаваша,  то урчал "медвежонок" с гноящимися глазами,  требуя
свою  долю,  то  серенький "зайчик",  покрытый  паршами,  прижимал  к  груди
полученную лепешку,  готовый к бегству, а то "ежонок", ощетинившийся иглами,
отпихивал других,  пробиваясь к благам. Папуна не мог без страдания смотреть
на черные и темно-коричневые глаза, полные мольбы.
     Голод! Он царствует здесь, костлявой рукой толкая на преступление.
     Где-то  совсем рядом ласкают взор кипарисы и  мрамор,  но  они  не 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 301
 <<-