|
тно в ножны. И вдруг приказал собрать в Метехи пятьсот
арагвинцев: он хочет проверить, согласно ли его приказу одеты они и держат
ли наготове оружие.
А когда дружинники собрались во втором дворе Meтехи и, бряцая шашками,
выстроились в две линии, князь тщательно осмотрел их и велел на ночь
расположиться под окнами его покоев: утром он хочет показать своих отборных
всадников Хосро-мирзе.
Не один Зураб, весь майдан всполошился. Изнемогшие от беспрерывных
распрей горожане почти радовались пышной роскоши метехского поезда и
встречали царя приветственными возгласами и пожеланиями долголетия. Чуть
было не поддались ликованию и мелкие торговцы; "Может, торговать начнем?"
Но презрительные улыбки амкаров и недоверчивое покачивание головой
Вардана Мудрого тотчас охладили их пыл. Все же майдан, как единое сердце
торговли, чувствовал назревание каких-то событий. Особенно встрепенулись
купцы, когда вдруг исчез Шадиман: вот только что ехал рядом с Хосро-мирзою,
о чем-то говорил, щурился - и вдруг исчез. Даже не успели удивиться простоте
его одежды, как он с конем, жарким, как мангал, и со своим чубукчи,
скользким, как лягушка, точно в преисподнюю провалился! Многие
перекрестились: "Уж не черт ли услужливо разверз перед конем Барата землю?"
Почти то же предположил Шадиман, въезжая в ворота резиденции святого
отца. В палате, предназначенной для мирских дел, было прохладно, отблески
синих и малиновых лампад падали на пол, как подкрашенные льдинки. Но Шадиман
приложил платок к вспотевшему лбу: "Словно в раскаленную печь лезу! -
иронически усмехнулся он. - И то правда, разговор предстоит решительный".
По суховатой церемонии встречи Шадиман понял: ни в чем не уступят. И он
решил не просить ни о венчании Симона в Мцхета, ни о помощи в прокормлении
войска: ведь другие важные причины привели его к вратам небесного царства.
- Святой отец, - начал с главного Шадиман, и глаза его затуманились, -
нашей многострадальной Картли предстоит великое испытание.
- Хуже, чем есть, не будет, - угрюмо проговорил католикос, откинувшись
на спинку черного кресла.
- Будет, ибо Саакадзе выпросил у султана Мурада войско. Нечестивых
агарян, как глаголете вы.
- Об этом известно мне, - против персов турки придут. Саакадзе
клянется: "Картли от янычар не пострадает!" Да благословит бог узреть
истребление турками персов и обратное! Так, во славу господа, глаголем мы.
Да сложат нечестивцы головы на нашей раскаленной ненавистью к исконным
врагам земле.
- Аминь! - прозвучало точно из стены.
- Но, святой отец, - возразил озадаченный Шадиман, - разве не
пострадают от звериной драки наши города, деревни? И не падут ли монастыри,
эти оазисы света в пустыне бытия?
- В юдоли плача уж не осталось кому страдать, а уцелевших церковь в
милосердии своем предупредит: пусть забирают скот и скроются в горах по
примеру просветителей сирийских.
- А разве, святой отец, храмы в безопасности? Ведь персы лишь благодаря
Хосро-мирзе божье владение не тронули.
- Давно умыслил я, что Хосро выгодно защищать церковь. Уж не
вознамерился ли кахетинец занять трон Теймураза? Или из преданности Христу
обороняет святые обители?
- Насчет трона не слышал, а верность Христу, думаю, сохранил. Ты в этом
не ошибся, святой отец. Но, как известили серебряные трубы ангелов, царевич
Хосро уходит в Иран.
Католикос вопросительно вскинул на Шадимана глаза, затаившие хитрые
огоньки.
- Испугался турок? А Иса-хан?
- Тоже уходит, - конечно, не из-за испуга. Прозорливый царевич Кахети
полагает: если не будет сарбазов, Саакадзе не осмелится открыть города
янычарам, подобным кровожадным хищникам.
Молитвенно сложив ладони, католикос молчал, обратив взоры к своду.
Присутствующий Феодосий, архиепископ Голгофский, и тбилели тихо
перешептывались. Феодосий упорно скрывал разговор с Зурабом, - так повелел
католикос.
- Понял ли я верно тебя? Хосро уводит голубям подобных сарбазов?
- Не всех. Необходимых для охраны Тбилиси, и царя оставляет.
- А если церковное войско станет на защиту Тбилиси?
- А царя? Ведь ты, святой отец, не признаешь Симона?
- Не признаю. Его могут оберегать твои дружины и Андукапара, да и
арагвинец поможет вам.
- Еще есть причина: царский "сундук щедрот" пуст. Амбары тоже,
шерстопрядильни и шелкопрядильни похожи на кладбище. Торговля замерла, у
амкаров нет работы, пошлин не с кого брать. А персы Тбилиси не трогали,
монастыри обходили, но все же войско царское кормили.
- Да обрушится адово пламя на разбойников! - воскликнул Феодосий. - Все
деревни "обстригли", яко овец! Народ желуди ест, мужчины вместо цаги кору
носят, изнуренные женщины с трудом прикрывают наготу, дети мрут, скот
расхищен, из амбаров даже мыши сбежали! Прости и помилуй меня, о господи!
- И я скорблю об этом, отцы церкови, но истина сильнее самообмана:
уйдут персы - чем дружины царские содержать?
- Церковное войско, даст господь, монастыри прокормят.
- А царское?
- Да благословит святая дева Мария мои слова! И царское прокормят. Но
знай, князь Шадиман: еще больше сотворим, если... если ни одного перса -
слышишь, ни одного! - не останется. Вся Картли должна очиститься от скверны!
В крепость, после их окропления святой водой, мои войска войдут. А также
чтоб не осталось ни одного советника-перса
|
|