|
иданно от Иса-хана прискакал к Хосро-мирзе и Шадиману онбаши
с приглашением прибыть в крепость, ибо хан чувствует боль в ноге от старой
раны и хочет решить малые дела: кому из князей следует оставить ферман на
охрану замков.
Андукапар, а тем более Зураб не поверили предлогу и возмутились: почему
их обошли? Андукапар свирепо ругался, но упоминал главным образом имя
Шадимана. А Зураб, полный тревоги, угрюмо заперся о своих покоях.
Ненавистной казалась и полумгла, притаившаяся в углу, и голова бурого
медведя с застывшими глазами, и потухший бухари - черные угли словно вещали
исход любой борьбы: раньше огонь - потом зола. Зураб сел за треногий столик,
схватил сереброгорлый кувшин и жадно отпил. Он стал рассуждать, ожесточенно
ударяя ладонью по инкрустированной поверхности стола.
"Иса-хан что-то заподозрил. Шадиман - тоже. Конечно, Андукапара только
для отвода глаз не пригласили, вонзить бы ему кинжал в глотку! Теперь важнее
всего убедить трех лисиц в моем желании помочь им выбраться из цепких лап
"барсов". А главное: духовенство только царя Теймураза признает - значит,
всеми мерами попытаюсь задобрить церковь и убедить в моей преданности
Теймуразу. А может, разумнее скрытно ускакать в Ананури? Где, как не в своих
владениях, можно чувствовать себя в безопасности? Но тогда распрощаться с
троном?.. Нет! Тысячу раз нет! А постоянно ускользающая красавица? Не время
поддаваться даже мимолетным сомнениям. Слишком долго плелась мною сеть,
чтобы отказаться от улова золотой форели! Все задуманное да исполнится!"
Позвав арагвинца, Зураб приказал скакать к архиепископу Феодосию и
просить немедля пожаловать в Анчисхатский собор: Зураб Эристави намерен
исповедаться, слишком тяготят его грехи, малые и большие.
Потом, облачившись в праздничные одежды, скрыв под куладжей стальную
панцирную рубашку, Зураб с десятью телохранителями выехал из Метехи.
"Странно, - думал дорогой Зураб, - почему я так долго не исповедовался?
Кто лишил меня святой благодати? Кто отвратил меня от божьего дома?
Саакадзе? Нет, он полностью никогда мне не доверял и осторожно избегал
разговора о церкови. А сейчас, притворщик, без церкови не дышит, даже
католикоса озадачил. Тогда кто же? Э-о! Победа, дорогой Папуна! Это ты, как
искуситель, убеждал меня, что церковь и есть ад, - недаром бог со свитой,
бросив скучное небо, расположились среди чертей в парчовых ризах. Потом к
народу ближе - значит, выгоднее... Сколькими тунги запивали тогда смех!
Особенно Дато, этот незаменимый уговоритель. А Папуна в доказательство...
Черт! Совсем забыл: Папуна продолжает болеть! И почему недоверчивый Шадиман
не замечает, какими здоровыми глазами следит за Метехи больной? Или
"змеиный" князь опасается Хосро? Ведь рыцарь дал слово Хорешани оберегать
лазутчика Великого Моурави. Одно хорошо - скоро мечтающий о кахетинском
троне умчится, и тогда мечом укажу веселому прославителю чертей короткую
дорогу в ад".
В таких думах Зураб свернул в боковую уличку и подъехал к Анчисхати. То
ли любопытство съедало Феодосия, то ли встревожила внезапность, но когда
Зураб, войдя в пустую церковь, с жаром осенил себя крестным знамением,
служка подошел к нему и шепнул, что архиепископ ждет князя в ризнице.
Разговор начался сразу, и не о святом таинстве.
- Отец Феодосий, - торжественно возвысил голос князь, - ты понял
причину моего спешного прихода?
- Думаю, снедали тебя большие и малые грехи. Кайся, сын мой, кайся!
Милостивец не откажет раскаявшемуся в отпущенье грехов.
- Каюсь, отец Феодосий! Хосро-мирза и Иса-хан со всеми персами покидают
Картли.
- Уже?! - Феодосий чуть не выронил крест, которым собирался осенить
Зураба.
О грехах было забыто. Феодосий то краснел, будто нырнул в кипяток, то
белел, словно вымазался мелом. Следя за бегающими глазами князя, архиепископ
притворно заволновался:
- О господи, пути твои неисповедимы! Почему же, князь, медлишь? Ведь
царь Теймураз в Тушети томится?
- Я полон беспокойства. Царь может опрометчиво, раньше времени,
спуститься с гор и попасть прямо в пасть Хосро-мирзы!
- Силы небесные! Поспеши отослать гонцов. Или пути из Картли в Тушети
для тебя запретны?
- Лазутчики Шадимана за каждым вздохом моим следят. А для мною
задуманного необходимо полное доверие ко мне Метехи. Мыслилось: церковь,
желающая видеть царем только Теймураза...
- Поспешит залезть, яко кролик, в пасть Иса-хану? Неразумно, сын мой,
думал, неразумно! Или тебе не ведомо, что алчущие богатства монастырей
подстерегают, яко сатана грешников, нашего промаха?
- Но монаха, собирателя на нужды церкови, кто остановит?
- Персы. И, выведав пытками, за каким подаянием в Тушети монах направил
стопы, обрушатся на головы монастырских мудрецов, жаждущих вновь лицезреть
князя Зураба с царем Теймуразом.
- Но, отец Феодосий, нельзя допустить гибели царя, всю жизнь
сражающегося за христианскую веру! - Зураб устремил взор к своду, где
изображения святых угодников поражали аскетичностью ликов и богатством
одеяний.
- Где правда в твоих речах, князь? Печалишься о Теймуразе Первом, а
продался Симону Второму!
- Хитрый обход врага не есть предательство по отношению к другу.
Саакадзе собирался отточить меч в ананурской кузнице. Хосро-мирза, предатель
иверской божьей матери, собирался водрузить знамя "льва Ирана" на колокольне
ананурского храма. Шадиман собирался с по
|
|