|
. На четвертый день Теймураз, выведенный из
терпения, уже намеревался в резких выражениях дать понять Моурави, что и
нектар, не вовремя преподнесенный, может показаться уксусом.
Но как раз в этот миг Саакадзе почтительно развернул перед царем
свиток, прося скрепить высокой подписью согласие принять от купцов
единовременный налог шелком и парчой для воинских нужд, а от амкаров -
монеты для личной казны.
Царь Теймураз беспрестанно нуждался в монетах, особенно в золотых,
их-то именно всегда и не хватало. Поэтому, благосклонно выслушав Моурави, он
ночью написал оду об услужливой пчеле, которая, желая угостить друга медом,
ужалила его в губу. И мысленно пообещав царевне Нестан-Дареджан написать
шаири о неосторожном олене, который, опасаясь льва, чуть было не попал в
логово барса, Теймураз решил пока не урезывать прав Моурави. Неожиданно для
себя наутро он пригласил "барса" сопровождать его к католикосу на сговор
против "льва".
Палата католикоса была убрана соответственно цели совещания: по правую
сторону от трона католикоса стояли кресла для кахетинцев, по левую - для
картлийцев, и число кресел было равным.
Начало речи царя изобиловало изысканными сравнениями, но таило в себе
каверзы. Саакадзе изумился, он не предполагал, что Теймураз так
недальновиден. Но когда Теймураз блистательно закончил, Саакадзе присоединил
к восхищению "черных" и "белых" князей и свое восхищение красотою царского
слова.
- Но, светлый царь, - вдруг понизил голос Саакадзе, - дозволь доложить:
открытое посольство в Русию сейчас опасно и невыгодно - раздразненный "лев
Ирана" может преждевременно ринуться на Картли-Кахетинское царство.
- Да не допустит господь наш, творец всяческих благ, шаха лжи, дьявола
до пределов наших, - недовольно пробасил архиепископ Феодосий.
- И да не разгневается на тебя пречистая матерь иверская, сын мой, -
приподнял нагрудный крест католикос, - ты всегда против единоверной Русии.
Церковь не может дольше терпеть такое.
Косые полосы света ложились на черные клобуки, и на белых крестах
загорались искры. И такие же искры вспыхивали в глубине зрачков епископов и
митрополитов. В каждом их взгляде, брошенном на Саакадзе, проглядывало
осуждение, но поле брани они, как испытанные вояки, предоставили своим
мирским "братьям во Христе".
Какой-то хриплый гул прокатился по левым креслам.
- Святой отец, - ехидно начал Цицишвили, - у Георгия Саакадзе
неизменная дружба с Магометом.
Неожиданно и для владетелей и для пастырей Саакадзе зычно засмеялся:
- У тебя, князь, плохая память, ты забыл свое веселое путешествие в
Стамбул. Не я посылал тебя, не я умолял Азам-пашу о принятии Картли под
покровительство османов, а ты...
- То было время Шадимана Барата, - резко оборвал Джавахишвили, - а
теперь время Теймураза богоравного.
- А я разве иначе мыслю? - Саакадзе даже подался вперед. - Вы, а не я,
были друзьями Шадимана! Вы, а не я, раболепствовали перед полумесяцем
Стамбула - и не во имя блага родины, что допустимо, а во имя своих корыстных
княжеских целей!.. Не хватайся, Палавандишвили, за пояс, меч ты оставил в
келье отца-гостеприимца!.. Но если вышел такой разговор, то дозволь говорить
с тобой, мой царь, и с тобой, святой отец, ибо в моей преданности царству
сомневаться не стоит и даже опасно.
- Говори, сын мой, - кротко произнес католикос, почувствовав некоторый
страх: "А вдруг эти хищники, прости господи, "барсы" разведали о ближайших
намерениях нечестивого шаха, а тот отщепенец в припадке недостойного гнева
откажется защищать святую обитель? О господи, еще не настал срок
пренебрегать мечом Саакадзе", и, умаслив свой голос елеем, повторил: -
Говори, сын мой, к твоим разумным словам церковь всегда прислушивается.
Царь Теймураз поморщился, но, взглянув в глаза католикосу, мгновенно
успокоился. Владетели исподлобья, разочарованно взирали на Теймураза: "А где
же царские посулы? Выходит, княжеским рогаткам опять не стоять на
дорогах!.." Трифилий, оглядывая пастырей церкови, у которых глаза метались,
подобно мышам, почуявшим кота, умилительно улыбнулся и едва слышно стал
перебирать гишерные четки.
Разноречивые чувства, обуявшие "белых" и "черных" князей, не укрылись
от Саакадзе, сурово зазвучал его голос:
- Может, святой отец, благодаря тому, что я не понадеялся на трех
русийских царей, как молнии в грозу вспыхнувших и погасших в смутное время,
а нашел силу в собственном народе, и была спасена Картли и Кахети на
Марткобской равнине. Пути государств так же неисповедимы, как и пути
господни. Но предвидение ограждает от крупных ошибок и богоравного, и
вскормленного народом. Кто из сынов церкови, а не из сынов сатаны, может не
хотеть дружбы и помощи единоверной Русии? Ты, светлый царь, верный борец за
христианскую Кахети, хорошо познал фанатичность персов в Иране, фанатичность
турок в Турции. Никогда они не смирятся с возрастающим могуществом Русии, и
неминуемо льву, полумесяцу и двуглавому орлу скрестить мечи. Значит, Русия
для Грузии уже сегодня союзник. Политика каждого государства имеет дорогу
дальнюю и дорогу ближнюю. Дальняя дорога - это та, которая приблизит Грузию
к Русии; но сейчас в поле
|
|