|
более простую рясу, надел низко белую
широкополую шляпу из тонкого поярка с нашитым сверху серебряным перекрестьем
и приказал подать крытый возок.
Когда он прибыл в Посольский приказ и прошел под сводами в небольшую
комнату, где Иван Грамотин постоянно оберегал "большие печати царства" и где
на дубовых полках высились в кожаных переплетах, обвязанные золотой тесьмой
приказные дела, разговор Ивана Грамотина с архиепископом Феодосием только
начался.
Запах камня, воска и прохлада, нисходившая от сводов, отвлекали от
дневной суеты. Темно-вишневая занавеска лишь приглушала голоса беседующих в
соседней комнате.
Облокотясь на посох, обложенный чеканным серебром, и удобно
расположившись в кресле, на спинке которого мрачно чернел романовский
двуглавый орел, Филарет стал подслушивать. Но что это? Архиепископ Феодосий,
который так пришелся ему по душе, ибо был ясен в мыслях, а речь строил по
церковному византийскому образцу, с жаром глаголил сейчас не о храмовом
оскудении Кахети, откуда паскудный шах Аббас вывез ценности монастырей, и
даже не о царе Луарсабе, вот уже шестой год томящемся в персидской неволе, а
о наглом буянстве Булат-бека и Рустам-бека, и здесь, в единоверном царстве,
осмелившихся напасть на грузин.
Думный дьяк опасливо покосился на темно-вишневую занавеску и
успокоился. Шнурок с кисточкой был поднят на шесть вершков. Патриарх уже
занял, как делал всегда, высокое подслушивательное кресло. Проведя ширинкой
по губам, Иван Грамотин приступил к разговору издалека:
- Ведомо царю Михаилу Федоровичу и государю святейшему патриарху нашему
Филарету от многих людей и от греков, приезжающих к ним, государям, из
греческих земель, что был в Иверской вашей земле хитон, в котором Христос
был распят...
Архиепископ Феодосий, памятуя о совете Дато, прибегнул к решительной
мере защиты и выразил на своем лице предельное недоумение.
- И царь всея Руси и святейший патриарх, - кротко продолжал Иван
Грамотин, - жалуючи тебя, архиепископ, велели о том расспросить. Ведомо ль
тебе о том, где тот Христов хитон в Иверии был - в царских ли сокровищницах,
или в церковной казне, или в каком храме? И каков тот хитон был? И случилось
ли тебе самому его видеть? И чем ткан? И впрямь ли то сокровище взял из
Иверской земли Аббас-шах? И иные святыни еще ли в грузинской земле есть, или
все шах разорил и все поймал? И какие иные святыни поймал?
Ответ на эти вопросы думного дьяка придвигал или отбрасывал от границ
Кахети тысячи тысяч сарбазов. Архиепископ поднял голову и вопрошающе
посмотрел на Ивана Грамотина:
- О чем глаголешь, боярин? С испокон веков хитон Христа как был
иверской святыней, так и остался.
Думный дьяк, как бы не поняв Феодосия, задушевно продолжал:
- Святейший патриарх, православной веры рачитель, не может спокойно
зреть божественные святыни в нечестивых руках.
Феодосий с трудом сдержал горькую улыбку:
- Не может, а зрит спокойно, как шах Аббас последние святыни собирается
в Иверии растаскать. - И, вновь припомнив хитрую мысль Дато, единственно
верную в наступившей битве "трех воль", елейно произнес: - Слава тебе, боже,
- кого бог любит, того наказует. Мы много претерпели. Но возблагодарим
господа нашего Иисуса Христа: господь дал, господь отъял. А за те святыни
всего христианства, которые не отъял, дважды возблагодарим. Вижу, боярин,
что впал ты в великое сомненье. Знай, мне на своем слове стоять в правде
твердо, понеже откуда выходит слово, оттуда и душа. Я, архиепископ, про то,
где Христов хитон и иные святыни, ведаю. Раньше находились они на Голгофе,
где Христос ходил по земле, в двенадцати монастырях. А хитон - да славится
святая троица, отец, сын и святой дух! - на Голгофе устроен был, в соборной
церкви Воскресения Христова, в сундуке...
Взором острым, как игла, колол архиепископа Иван Грамотин: "Неужто
догадался?" Но Феодосий, словно позабыв о земной юдоли, закатил глаза к небу
и предался воспоминаниям:
- А был у нас, у грузин, царь Симон. Отходя в вечность, он все отказал
сыну своему Георгию Десятому. Но вскоре султан и шах с двух сторон, яко
звери бешеные, стали терзать Иверию. И тогда воздвиг царь Георгий на
неприступной горе каменную церковь и в ней схоронил Христов хитон. Сундук
царя стал приютом многих святынь. А в дни ликования или печали, когда хотел
народ лицезреть святыни свои, открывал сундук тот всем собором, а по одному
даже пастыри к нему не приближались, ибо не стерпел бы всевидящий творец
надругательства над неземной тканью. И кто из христиан мысль допустит, что
мы не сумели укрыть святыню?! А мусульманам и подавно хитона Христа вовек не
касаться, огнь небесный тотчас поразит неверных...
- Аминь! - проронил думный дьяк.
В углах сгущалась мгла. По извилистой тропинке мыслей архиепископ
достиг, наконец, верш
|
|