|
"Бисмиллах, этот хан-разведчик
бесится, как холостой верблюд, завидуя посольским поездкам Булат-бека. И да
будет мне аллах свидетелем, я угадал: в союзе с шайтаном Баиндур, ибо все
пожелания его вплоть до ниспослания пепла на голову Булат-бека, высказанные
им в Гулаби, неумолимо сбывались не только в городах Ирана, но и в других
странах. Виновником стычки в Гостином ряду персиян с лазутчиками шакала
Саакадзе считал Булат-бек также гулабского тюремщика, ибо не кто другой, а
сам шайтан, союзник Баиндура, соблазнил его, Булат-бека, снизойти до драки,
вызвавшей неудовольствие царского воеводы... Бисмиллах! О чем могут просить
гурджи властелина Русии? О помощи против Ирана! О спасении веры креста в
Гурджистане! Но велик шах Аббас! Могучее оружие в ковчежце передал он своему
рабу, Булат-беку. Иранские послы сумеют доказать, что Иисус так же чтим
шах-ин-шахом, как и Мохаммет, ибо если они этого доказать не сумеют - о
аллах, аллах, они - это я! - то всем им - значит, мне - придется прибегнуть
не к цепи с колокольчиком, которую шах Аббас не счел нужным повесить у входа
в Давлет-ханэ, а к веревке с петлей, которой достаточно много на пути к раю
Мохаммета.
Повелитель Ирана грозно повелел способом лицемерных заверений в дружбе,
обещанием торговых льгот и даже пожертвованием серебра в слитках убедить
Русию не вмешиваться в дела Ирана в Восточной Грузии, дабы шах-ин-шах мог
осуществить "поход мести" в Картли-Кахетинское царство.
Но время изменилось, Русия крепла, и уже трудно заслонить ей глаза
персидской парчой. Но шах Аббас прикоснулся к источнику мудрости Земзему и
вместе с персидской парчой прислал христианскую ткань, захваченную им в
Мцхета, древней столице Гурджистана. Как раз эта выцветшая ткань должна
стать главным даром Ирана. Почему? Булат-бек не только не ощущает ее веса,
но и красоты. О аллах, зачем шах Аббас не прислал с купцом Мамеселеем
розовый жемчуг, слоновьи бивни или золотых крылатых женщин?! Караджугай-хан,
как строки корана, пересказал ему, Булату, слова шаха Аббаса, которые он
должен был повторить царю Русии: "Ставленник Мохаммета преисполнен
трогательной любви к своему северному брату, ставленнику Иисуса, и
возвращает царю царей христиан великую святыню христианства". И
недоумевающий Булат-бек покорно их изучил. Он не был ханом, схожим по судьбе
с Караджугаем или Эребом. Лишь пребывание Али-Баиндура в Гулаби
способствовало его взлету до уровня ножки трона "льва Ирана". И он твердо
осознал, что успех ковчежца неразделим с его личным процветанием.
Не первый раз Булат-бек в Москве в качестве посла. Еще в 1618 году
привез он, совместно с Кая-Салтаном, царю Михаилу Федоровичу церковную
казну, награбленную шахом Аббасом в Картли и Кахети. Привез образ Ивана
Предтечи, омофоры - широкие ленты, надеваемые епископами во время служения
на плечи, воздухи - покровы на сосуды со "святыми дарами", плащаницы -
изображение на полотне тела Христова во гробу, расшитые каменьем и жемчугом.
Но, несмотря на священные ценности, иранские послы в Москве были
встречены сухо. До торжественного приема их царем явились к Булат-беку на
подворье архангельский протопоп и соборный иерей и, по указу царя,
потребовали реликвии. "Да утащит вас за бороды омывающий покойников!" -
мысленно пожелал тогда длинноволосым русийцам Булат-бек, но вслух учтиво
произнес: "Да не подвергнет вас аллах неожиданной стреле!" - и сослался на
повеление шаха Аббаса передать ценности Гурджистана лично повелителю Русии.
Но служители Христа заупрямились: иверские святыни вновь освятятся в
храмах, и несвященники касаться их не смеют, дабы не попасть в когти сатане.
А царь осмотрит святыни в убежище Христа.
Бисмиллах! Нарушение воли шах-ин-шаха вселяло ужас, значительно легче
было передать гяурам вещи, не пригодные для правоверных. Не забыл Булат-бек
лопату протопопа, похожую на руку, которой он выгреб церковную казну из
исфаханского сундука. И лишь замолк стук колес, Булат-бек и Кая-Салтан
торопливо расстелили коврики и совершили намаз. "О свет предвечного аллаха,
помоги мне!" - воскликнул Булат-бек, ощущая уже на своей шее ханжал
давлетханэского палача.
Но помог тогда Булат-беку не свет творца луны и солнца, а польский
королевич Владислав, сделавший судорожную попытку завладеть Москвой и уже
гарцевавший в голубом ментике под Вязьмой. Союзник королевича, украинский
гетман Сагайдачный, булавой пробивал дорогу к Москве с юга. Пылали
подмосковные леса, и по ночам вспыхивало небо от близящихся кровавых
сполохов.
Серебро в слитках, присланное шахом Аббасом, могло помочь обороне
Русии, поэтому царь Михаил Федорович и Дума ограничили свое неудовольствие
вторжениями шаха Аббаса в Грузию лишь изъятием святынь. Серебро же допустили
в Золотую палату, где окольничий Зузин от лица царя говорил послам:
"Любительные поминки и серебро принимаем в братствен
|
|