|
страхе
перед возможным воцарением Георгия Саакадзе.
Неизвестно кем посеянные слухи ползли к замкам. Князья шептали о
требовании азнауров избрать на царство Великого Моурави.
Из замков к католикосу скакали гонцы с письменными заверениями в
готовности присягнуть любому царю, род которого исходит от древнего
династического дерева, но только не когтистому "барсу" из Носте.
Послания с печатями могущественных князей тщательно просматривались
Георгием на тайных беседах с католикосом. Он относился сочувственно к
нетерпению князей... Спор о Луарсабе между шахом и русийским царем может
затянуться, а князья, никем не управляемые, конечно, не замедлят начать
между собой грызню. Царство, еще не окрепшее после нашествия полчищ шаха
Аббаса, вконец расшатается и станет приманкой "добрых" соседей. Не меньший
вред и для церкви: могут пошатнуться ее устои, размываемые магометанскими
потоками.
И вот тогда начались третьи всекартлийские переговоры.
Первым говорил Трифилий. Трудно было узнать в нем одержимого монаха, с
обнаженной шашкой носившегося по Марткобской равнине. Мягким движением
поправив на тяжелой рясе параманд, он смиренно сокрушался:
- Обсуждение с Московией медлительно, яко с клюкой тащиться. Царь
Михаил и патриарх Филарет сочувствуют верному церкви Луарсабу. Но уже
печатью скреплена их торговая дружба с шахом Аббасом. В Исфахан пошли
караваны с мехами и другими товарами.
За купцами не преминут последовать послы, которые от имени царя Русии
будут просить шаха Аббаса... Князья не дослушали, ропот прошел по палате:
- Доколе ждать? Караван может заблудиться в пустыне!
- Царя! Владыка, дай нам достойного царя!
- Богоравного!
Католикос вытянул жезл и в наступившей тишине потребовал клятвы
подчиниться его выбору.
Князья осенили себя крестным знамением и сложили руки на груди в знак
покорности. Бесстрастные глаза католикоса столкнулись с бесстрастными
глазами Моурави. Владыка встал и сурово объявил царем абхазов, картвелов,
ранов, кахов и сомехов, шаханша и ширванша, - богом посланным, юного
Кайхосро, внука Мухран-батони.
Только теперь поняли князья, что Георгий Саакадзе обвел их вокруг своих
жестких усов. "Шакал в шкуре барса! - свирепствовали владетели. - Кого он
хочет обмануть своим спокойным лицом? Мухран-батони! Друг Саакадзе! Недаром
они уже дважды за весну пировали у Русудан!.." Но разве из страха иметь
царем Саакадзе они сами не обещали присягнуть хотя бы черту?.. Кстати о
черте: уж не лучше ли получить в цари Георгия Саакадзе? Легче сбросить!..
Впрочем, можно еще поспорить!
- А почему не избрать царевича Вахтанга? - заговорил Цицишвили. - А чем
плох царевич Арчил? Не он ли прославлен как первый охотник в грузинских
землях? И разве мало царевичей Багратидов?
- Не мало, но желающих быть пешкой в игре Саакадзе в "сто забот" - ни
одного, - шепнул старик Магаладзе своему соседу Квели Церетели.
"Безмозглый козел! - опасливо подумал Церетели. - Зарыл у себя в
огороде чалму и притворяется верным сыном богородицы. Еще может испортить
мне дружбу с Моурави".
Хмуро выслушал католикос предложение Цицишвили и повысил голос:
- А чем царевичи прославили себя в дни ниспосланных господом за грехи
наши испытаний? Одни заперлись в Метехи, другие в неприступных замках, а
третьи следили за ветром - куда он подует.
- Владыка, Мухран-батони даже не светлейшие! - почти простонал
светлейший Липарит младший.
Старший упорно молчал, не в силах разобраться в своих чувствах.
- А где об этом сказано? - Трифилий добродушно прищурил глаза. - В
древних гуджари церковь узрела другое! Преподобный отец Евстафий, воспомни
Фому Неверующего и допусти князей перстами коснуться пергамента, донесшего -
слава творцу - до нас правду веков.
Отец Евстафий, благоговейно изгибаясь, вынес на середину палаты
запыленный свиток со множеством печатей, свисающих на шелковых шнурах.
Служки бесшумно поставили перед Евстафием аналой, и он молитвенно возложил
на него свиток. Прикрыв ладонью рот, Евстафий глухо откашлялся и медленно
начал:
- "Да прославится сущий, истинный, единый бог отец, от которого все. Да
благословится бог - первоначальное слово, премудрость, им же вся быша. Да
воспевается божественный дух, в нем же всяческая..."
Князья напряженно слушали, стараясь вникнуть в смысл изрекаемого
монахом текста.
- "...Подобно тому, как три человека имеют три лица и одно естество,
которое походит только на самого себя и больше ни на что другое... Святая же
троица есть равночастная - то есть три лица имеют одну равную часть; ни
начала, ни времени, ни конца не имеют, ибо..."
Палавандишвили почувствовал нервное подергивание колена, точь-в-точь
как во время проповедей в кафедральном соборе...
- "...одно от другого ни в чем не отличимо, только отец рождает, сын же
рождается, а святой дух исходит! Отец - нерождаемый, поелику не родился от
кого-либо, как и ум человеческий, ибо оный ниотколе не рождается; а сын и
слово рождаемы, поелику рождены от отца, как и слово человеческое рождено от
ума; а святой дух ни рождаем, ни нерождаем,
|
|