|
цах. Особенно привлекает
взоры князей "Дружина барсов". На черной повязке Матарса, прикрывшей
пронзенный стрелою глаз, сверкает багдадский изумруд, "обладающий силой
предвидения". Пануш скрепил свою расшитую серебром синюю куладжу иранской
застежкой из двух золотых львов, сжимающих в лапах алмазный шар. Гиви с ног
до головы в узбекской парче, и, глядя на него, жмурятся даже сами "барсы".
Всегда чем-то озабоченный Ростом обвил шею ожерельем из индийских жемчужин.
Элизбар гордится афганским ханжалом, рукоятка которого испещрена загадочными
изречениями, и перстнем с лунным камнем в форме полумесяца - память о
зарубленном им хане. Маленький павлин со сверкающим хвостом из алмазов,
смарагдов, рубинов и сапфиров красуется на груди Дато. Эту эмблему жизни и
роскоши подарил ему Саакадзе у покоренных стен Кандагара за удачные
переговоры с упрямым раджой о сдаче крепостных ключей. Строгий наряд
оттеняет мужественную красоту Даутбека. На зеленых цаги кожаные кисти, а на
поясе - сафьяновый кисет с огнивом, кремнем, серой и трутом. И единственная
ценность - громадная золотая пуговица на фиолетовой куладже, изображающая
Будду, с надписью: "Высокочтимый владыка трех миров". Только Димитрий в
куладже "смирного" цвета - вечном трауре по своей погибшей любви; на правой
руке его тускнеет неизменный браслет, некогда надетый дедом в час обручения
на братство с Нино.
Ударил колокол Анчисхати, его звон подхватил Сионский собор, и тотчас
отозвались колокола остальных тбилисских церквей. Католикос вышел из своих
покоев, сопровождаемый Георгием Саакадзе, настоятелем Кватахевского
монастыря Трифилием, архиепископом Феодосием и многочисленной духовной
свитой.
Шел Моурави чуть позади католикоса, почтительно опустив голову, но ни
духовенство, ни княжество уже не верили в его смиренность. Некоторые
владетели, к собственному удивлению, спешили выразить радость, но многие
испытали трепет.
Приветливо раскланиваясь с князьями, Саакадзе мысленно усмехнулся: "Их
слишком много, и все - мои враги, но без Шадимана они не так ядовиты, и
Андукапар, воющий в замке Арша, как волк в турецком сундуке, не может им
помочь. Сейчас время становления царства, всеми мерами надо избегать
междоусобиц и даже пустячной вражды".
Католикос Евдемос в клобуке с белым покрывалом, осенив крестным
знамением церковников и князей, опустился на патриарший трон и поднял жезл -
знак высшей духовной власти в Иверии: две изогнутые змеи, образуя контуры
сердца, поддерживают золотое яблоко, увенчанное лучистым крестом.
В тревожном ожидании взирали князья на католикоса. После марткобской
победы это были уже третьи важные переговоры, первые состоялись, когда еще
дымилась Кахети и в камышниках Иори монахи Алавердского монастыря хоронили
павших воинов. В те дни Пеикар-хану, спасшемуся с остатками разгромленных
тысяч, удалось вызвать на помощь хана Карабаха. Саакадзе снова двинул войско
на кизилбашей, но на этот раз он не довольствовался победой над
Пеикар-ханом, а вторгся в пределы Ганджинского и Карабахского ханств.
Потеряв все войско, бросив пушки и знамена, Пеикар-хан бежал в Иран. А
Саакадзе, совместно с Зурабом и подоспевшим Мухран-батони, отодвинул
иранскую границу далеко на юго-восток. Оставив Асламаза и Гуния в крепости
Татлу, он поручил им надзор за границей, а сам, гоня перед собой знатных
пленников, вернулся в Тбилиси. Буйно встречал народ Великого Моурави,
восторженные крики, казалось, потрясли Шах-Тахты, где Шадиман неутомимо
шагал по зубчатым стенам в тщетном ожидании помощи от Пеикар-хана.
Большую часть трофеев Саакадзе вручил католикосу на нужды церкви, но не
забыл и о казне царства, опустошенной войнами, себе же взял только голову
Карчи-хана. В великолепной чалме, с подкрашенной бородой, внушая ужас врагам
и наполняя восторгом друзей, она долго красовалась на высоком шесте у ворот
дома, в котором жил Моурави.
Католикос повелел служить по воскресным дням молебны о здравии "Сына
отечества" - Георгия Саакадзе.
Во время вторых переговоров, когда стук мечей сменился стуком амкарских
молотков и на обагренной кровавым ливнем земле вновь зазеленели всходы,
владыка, заканчивая проповедь, сказал:
"...Великий Моурави не увлекся страстями, не возвеличился первенством в
народе, преданном ему душой и сердцем, а денно и нощно стал укреплять
завоеванное и мудро принялся за устройство дел царства..."
Князья, предавшиеся шаху Аббасу, в смятении сбросили чалмы и, надев на
себя старинные кресты, торопились выразить Саакадзе чувства покорности и
дружбы. К радости князей, Саакадзе просил забыть все старое, объединиться во
имя родины, дабы общими усилиями восстановить царство. И вновь заговорил о
пустующем троне.
И, едва дослушав Моурави, каждая группа князей торопилась выдвинуть
наиболее ей выгодного ставленника. Но молчание католикоса и Саакадзе
обрывало их надежды.
И вновь, как и при первых переговорах, согласились с настоятелем
Трифилием - ждать Луарсаба, еще раз направить посольство в Московию: "Пусть
русийский царь принудит шаха Аббаса вернуть Картли ее венценосца, на дань
народ не поскупится".
Моурави не возражал. Шах, конечно, Луарсаба не отпустит. Значит,
незачем спорить с духовенством. Но медлить дальше невозможно, положение
царства требует скорых решений, а утверждать законы может только царь, или
правитель, или княжеский Совет. Но последнее Саакадзе считал
преждевременным: князья еще не приучены, пока разумнее держать их в
|
|