|
йнах и набегах вскоре сделались яростными
защитниками своей новой страны.
Азнаур Лома осторожно въехал на висячий плетеный мост, переброшенный
через черное ущелье и низвергающийся со скалы бурный поток. Ненадежный мост
качался под копытами коня, но Лома невольно залюбовался мрачной красотой
ущелья и не заметил, как, переехав на горную тропу, очутился перед
разрушенной каменной церковкой.
Перекрестился Лома и сокрушенно подумал: "Вот воинственные тушины
издревле приняли христианство и были верными греко-восточной церкви, но
теперь, после войн с персами и турками, утратили чистоту веры".
Религия тушин представляла собой смесь христианства, магометанства и
язычества. Но это их не смущало. "Нам это подходит", - говорили они.
Потомки священников добились признания их деканозами - жрецами и, как
прямые наследники служителей церкви, стали пользоваться властью и всеми
выгодами своего звания. Образа, кресты, священные сосуды и другую церковную
утварь, особенно саундже - сокровище с древнегрузинской надписью, суеверные
и расчетливые деканозы тщательно скрывали в скалах или зарывали близ
жертвенников в землю.
Деканозы в честь каждого святого сделали священные дроша - знамена,
обвесили пики разноцветными платками и колокольчиками. Хорошо, что боевое
знамя - алами - хранилось у хевис-бери - главы народа, иначе объявление
войны тоже зависело бы от деканозов.
Но надзор за священными знаменами принадлежит только деканозам, и ему,
азнауру Лома, конечно, надо было прежде всего задобрить сильных деканозов.
От этого зависит успех дела.
Послав в Тушети азнауров за военной помощью, Теймураз спешно отправил
гонцов к царям Картли и Имерети, а также к владетельным князьям Грузии.
Столица Кахетинского царства Греми возвышается у подножия гор,
отделяющих Кахети от Шамхалата, на берегу речки Греми, впадающей в Алазани.
Один из древнейших городов Грузии, возникший до новой эры, Греми уже в
IV веке был окружен мощной крепостью с башнями и рвами.
Недалеко от Греми притаился в тутовой роще монастырь Алаверди,
резиденция митрополита - главы кахетинской церкви.
В древности в Греми была основана школа высших наук, откуда грузинские
юноши и отправлялись в Афины приобщаться к источникам эллинской мудрости.
Теймураз, поглощенный заботами о сохранении царства, часто навещал
монастырь святого архангела, где у гробницы царя Левана любил углубляться в
мудрые размышления.
Пользуясь временным затишьем, он с увлечением предавался сложению
стихов, записывая на вощеной бумаге руставелевскими размерами шаири и
чахрухаули страстный спор свечи и мотылька, соловья и розы и дифирамбы в
честь красного вина и алых губ.
Еще в Исфахане, приобщаясь к иранской культуре, Теймураз пленился
возвышенными переживаниями "Лейли и Меджнун", и нередко под сенью старых
чинар он перекладывал в грузинские созвучия "Лейли-Меджнуниани", поэму
любовной тоски.
Вблизи монастыря высился каменный царский дворец с башенками, резными
балкончиками, украшенными древними грузинскими орнаментами. Тенистые орехи и
каштаны, обвитые плющом и диким виноградом, бросали прохладную тень, слева
мраморные ступени спускались к реке, а перед покоями Теймураза фонтан
вздымал высокую струю, и серебристая пена, падая, рассыпалась на каменном
крылатом коне.
Но сейчас Теймураз сменил перо на меч и нетерпеливо ждал Луарсаба.
Сегодня на военном совете он, Теймураз, в присутствии царя Картли объявит
княжеству и высшему духовенству Кахети свой план войны с шахом Аббасом.
Напряжение нарастало давно: шах Аббас, отпустив Теймураза из Ирана,
рассчитывал на полное подчинение себе царя Кахети. Но властный Теймураз не
думал омусульманить Кахети, не думал выполнять волю шаха.
Теймураз не сомневался: шах Аббас будет мстить за непокорство.
И действительно, в одно осеннее утро из пограничного монастыря
прискакали в Греми на верблюдах монахи и сообщили о движении войск шаха
Аббаса на Ганджу. Один из монахов клялся, что идут несметные полчища персов,
от рева верблюдов дрожит земля и от пыли караванов не видно солнца. Другой
монах, бледный, безмолвствовал и только осенял себя крестом.
С этого часа Теймураз забыл покой. Он не сомневался, что раньше всего
коварный шах присвоит богатства Кахети.
Разосланные в грузинские царства и княжества гонцы еще не вернулись.
Теймураз собрал кахетинские дружины, собрал всех, кто умел сидеть на
коне и держать в руках оружие.
Амкары, каменщики, крестьяне и даже женщины спешно воздвигали
непроходимые завалы в Упадари - ущелье при слиянии рек кахетинской Алазани и
Иори, единственном проходе из Ганджи.
Беспрестанный колокольный звон тревожил города и деревни. Из домов
выбегали вооруженные кахетинцы и на конях спешили под боевые знамена своих
дружин.
Вокруг дворца Теймураза толпился народ. Присутствие митрополита,
монахов, священников, князей, опытных полководцев усиливало воинственный
подъем, а укрепленные завалы Упадари успокаивали Теймураза.
Но царь Кахети помнил, что его два сына и мать Кетеван хитростью
выманены у него шахом и сейчас находятся в полной власти жестокого "льва
Ирана".
Сначала шах потребовал от Теймураза в аманаты сыновей крупных феодалов,
приближенных царя Кахети. Теймураз п
|
|