Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История Грузии :: Анна Антоновская - Георгий Саакадзе :: Книга II - Жертва
<<-[Весь Текст]
Страница: из 203
 <<-
 
  когда каждый царь и  князь требовал от
тушин  воинской  помощи  против  другого  царя  или  князя,  вынудили  тушин
покончить с вассальной зависимостью от грузинских царей.
     Тушины двинулись вверх по ущелью Накерали со своим скотом и  перевалили
за  неприступные  горы.   Не  имея  возможности  поселиться  вместе,  тушины
разделились на  четыре  общества,  поделили  земли  и,  запершись  в  горах,
навсегда избавились от  власти  грузинских царей.  Тесно  связанные,  четыре
общества жили общностью интересов, защищались от врагов собственной воинской
силой  и   постоянно  отражали  набеги  шамхалов  и   лезгин.   Часто  сами,
объединившись,  устраивали большие набеги  на  Шамхалат,  обогащаясь скотом,
конями и данью.  Тушины с гордостью говорили: мы никогда не были побеждаемы,
ибо лучше умереть орлом, чем жить зайцем.
     Но,  запершись  в  горах,  тушины  Гомецарского и  Чагминского  обществ
сохранили грузинский облик жителей долин,  сохранили в  преданиях и легендах
прошлое Грузии, сохранили древнегрузинский язык.
     Суровые,   бесплодные  хребты  каменным  кольцом  окружают  плодородные
тушинские лощины,  леса и озера.  Вершины,  одетые в снеговой покров,  как в
белые   шкуры,   навороченные  глыбы  скал,   синеватые  прозрачные  ледяные
расщелины,  лиловато-оранжевое солнце,  мгновенно смиряющее бурю,  и молнии,
сверкающие в  темных  провалах ущелий,  создают  фантастическую игру  камня,
света и льда.
     И  тушин,   возвращаясь  с  охоты,  рыбной  ловли  или  пригоняя  скот,
рассказывает о  злых духах,  помогших туру скрыться в  скалах,  или о речном
черте,  укравшем рыбу из сетей,  или о  зеленом демоне,  пропустившем сквозь
заросли веток заблудившийся скот.
     В нетронутых дремучих лесах отважные тушины, засучив рукава, выходят на
борьбу с  медведем и  живым приводят его  в  аул.  Выслеживают волка,  ловят
арканом оленя,  западней -  лисицу, охотятся за куницами, на отвесных скалах
подстерегают туров  и  диких  коз.  В  горных озерах и  реках ловят лососей,
пятнистую форель.  Пускают меткие стрелы в  ястреба-перепелятника,  огромных
орлов и диких голубей.
     Но   тушины,   как   и   прежде,   в   низовьях  продолжают  заниматься
скотоводством.  Скот -  это  средство к  существованию:  овцы тушин славятся
вкусным и нежным мясом,  тушинский сыр подается к царскому столу.  Из шерсти
овец  тушинки ткут тонкие шерстяные материи,  разноцветные ковры,  хурджини,
вяжут пестрые носки, катают войлок, делают читы. Все выделывается для себя и
только в  случае нужды  выменивается в  Кахети на  больших базарах Загеми на
хлеб, оружие, бисер, серебро.
     Но  отсутствие обширных пастбищ в  каменистых горах не дает возможности
расширять скотоводство. Огромные отары овец не вмещаются в зеленых ущельях и
живописных долинах.  И тушины договорились с Кахетинским царством: кахетинцы
предоставили тушинам  богатое пастбище,  Алванское поле,  вмещающее огромные
отары  овец,  за  что  тушины платят скотом и  шерстью,  а  также никогда не
отказывают в  военной помощи.  Нередко и  другие грузинские цари прибегают к
боевой  услуге  безудержно храбрых  тушин,  предоставляя за  это  пастбища и
земли.
     Новая родина тушин изобиловала богатствами,  но ни горный хрусталь,  ни
мрамор,  ни свинец,  ни медная жила в камнях, ни горячие ключи близ Хисо, ни
кислые источники у Чиго не останавливали внимания тушин.
     Извечная борьба с суровой стихией, с отчаянным врагом и хищным зверем с
детства сдружила тушина с конем, шашкой, самострелом и копьем.
     Горная  Тушети -  железные ворота Кахетинского царства.  Не  проникнуть
шамхалу и аварцам через тушинские перевалы в плодородную Алазанскую долину.
     Высятся  угрожающе  Некудуртская,   Данойская,   Диклойская  и  Лайская
сторожевые башни.
     И  Заал,  вступив в пределы Тушети,  видел на острие горных вершин цепь
боевых башен и на выступах скал конных тушин, зорко всматривающихся в даль.
     У горы Тбатани за Панкисским ущельем Заала остановили сторожевые тушины
и,  только убедившись, что это азнаур царя Теймураза, везущий из Греми в аул
Шапако послание к хевис-бери,  пропустили его в глубину гор,  дав для почета
или, может быть, для верности двух проводников.
     Другой азнаур,  Лома,  в  этот час  приближался к  отрогам гор Цовского
общества.
     Цова,  или Цовское общество,  вышло из кистинского племени, галгойского
происхождения, и, породнившись с обществом Гомецарским и Чагминским, смешало
свой кистинский язык с древнегрузинским.
     До присоединения к  Тушети Цова обитало в  ущелье Глигвы,  образованном
речкою  Глигвой,  близ  снежных вершин Кавказского хребта,  на  северном его
скате.
     Некогда  кистинцы,   завраждовав  с   другими  родственными  племенами,
раскололись и  ушли  в  Хеви,  Мтиулети,  Чартили,  Хандо  и  другие боковые
арагвские и  терские ущелья.  Но,  терпя притеснения от Эристави Арагвских и
узнав о малочисленности гомецарцев и о свободных землях, кистинцы с согласия
тушин  переселились к  верховьям Алазани,  где  уже  обитало  родственное им
Пирикительское общество.
     Слияние  цовцев  с  тушинами  оказалось для  тушин  выгодным.  Цовцы  в
совместных  с   тушинами  в
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 203
 <<-