|
ов
и путешественников того времени.
Не обошли молчанием Георгия Саакадзе и видные деятели грузинской
культуры XVIII века географ и историк Вахушти Багратиони и католикос Антоний
I. Почти все грузинские историки последующих времен, писавшие о жизни
грузинского народа в XVI-XVII столетиях, давали оценку личности и
деятельности Великого Моурави. Платон Иоселиани был первым историком,
посвятившим специальную монографию Георгию Саакадзе. Позже монографии на эту
тему написали историки и литераторы. А.Пурцеладзе, М.Джанашвили,
С.Какабадзе, С.Квариани.
Если прибавить ко всему сказанному многочисленные сведения о Грузии и
Георгии Саакадзе, имеющихся в трудах армянских, персидских и турецких
историков - Аракела, Искандера Мунши, Мустафы Накима, Ибрагима Печеви,
Киатиба Челеби и других, а также миссионеров и путешественников - Пьетро
делла Валле, Шардена и др., то станет понятным, какое широкое освещение
получила деятельность Георгия Саакадзе в отечественной и иностранной
историографии.
Но эта обширная литература характеризуется резко противоречивыми
взглядами по узловым вопросам жизни, борьбы и деятельности Георгия Саакадзе.
Историки дают совершенно противоположные сведения даже в отношении его
происхождения и социального положения. Одни утверждают, что Георгий Саакадзе
происходил из среды малоземельного дворянства (азнауры) и даже крестьянства,
другие же причисляют его к сословию богатой княжеской знати. И лишь путем
кропотливого сопоставления этих разноречивых сведений, их тщательного
критического анализа удается установить, что по происхождению Саакадзе в
самом деле принадлежал к дворянскому (азнаурскому) сословию, но еще с XV
века его предки благодаря личной доблести и заслугам заняли высокое
положение в Картлийском царстве. По этому пути еще дальше продвинулся сам
Георгий. Заслуживший своим незаурядным полководческим талантом и доблестью
внимание и любовь царя Георгия X, а впоследствии ставший самым приближенным
человеком Луарсаба II, Георгий Саакадзе тем самым вызвал яростную вражду и
ненависть к себе со стороны владетельных потомственных князей.
Еще более разительным является разногласие среди части историков в
самой оценке исторической роли Георгия Саакадзе, его характера и морального
облика, в трактовке мотивов и побуждений, которыми руководствовался он в
своей деятельности. Если одни считают Георгия Саакадзе великим патриотом
родины и самым прогрессивным человеком своего времени, который боролся за
объединение Грузии и освобождение ее от иноземных поработителей, пожертвовал
этой борьбе своим личным и семейным благополучием, жизнью двух любимых
сыновей и своей собственной жизнью, то другие стараются дискредитировать
его, объяснить деяния Георгия Саакадзе мотивами личной заинтересованности,
властолюбия, тщеславия.
Эти противоречивые оценки личности Георгия Саакадзе не случайны и не
удивительны. Ведь вся жизнь этого героя протекала в обстановке непримиримой
борьбы против коварных феодалов, подрывавших во имя своих узкопартикулярных,
имущественных интересов могущество грузинского царства, Великий Моурави не
раз выступал и против царей, когда они, вопреки интересам родины,
поддерживали антинародные, антигосударственные и реакционные устремления
владетельных князей.
Не находя в Грузии необходимых сил для осуществления своих высоких
патриотических замыслов, изгнанный с родной земли своими врагами, Георгий
Саакадзе не раз пытался искать убежище и поддержку в стане злейших врагов
Грузии. Мечтая об ослаблении Турции и Ирана, Саакадзе стремился с этой целью
сталкивать их друг с другом. На разных этапах своей жизни он боролся то под
знаменем Ирана против Турции, то под турецким знаменем - против Ирана. Да и
в своей справедливой борьбе против владетельных грузинских феодалов Георгий
Саакадзе не раз пытался использовать иноземные силы. И именно в этих его
попытках - завоевать счастье и свободу Грузии с помощью враждебных для
Грузии сил - заключалась его тягчайшая ошибка и заблуждение, обусловившие
его трагическое поражение и гибель.
Едва ли кто-либо в те времена мог придерживаться нейтральной позиции в
этой предельно накаленной борьбе, захватившей жизненные интересы буквально
всех социальных сил страны. Совершенно очевидно, что в силу этих
обстоятельств Георгий Саакадзе имел не только сторонников - верных,
преданных соратников, но и многих, и притом гораздо более сильных и
влиятельных, противников и врагов. Острая борьба между сторонниками и
противниками Саакадзе не могла прекратиться сразу же после его гибели.
Борьба вокруг его имени продолжалась и дальше, а это обстоятельство не
могло, естественно, не отразиться и на исторических документах.
Упомянутые выше поэмы Арчила и Иосифа Тбилели, отмеченные явной
полемической направленностью, уже наглядно свидетельствуют об этой борьбе.
Авторы обоих произведений выступают в защиту Великого Моурави и решительно
опровергают клеветнические обвинения, распространяемые его врагами и
противниками. В поэме "Спор Теймураза и Руставели", повествуя об
удивительных и восхитительных делах героя со "стальным сердцем", Арчил
приходит к выводу, что отступающие от пути Георгия Саакадзе совершают
большой грех, и призывает грузин завещать потомкам признательность к этому
бесподобному герою. А Иосиф Тбилели, видя в Саакадзе героя, который "воздвиг
ограду Картли... И людей простых возвысил по заслугам и делам", в то же
время заставляет его горько жаловаться на свою судьбу:
Можно ли того не видеть, как я Грузии служил?
То, что сделал я для Картли, кто из смелых соверш
|
|