Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История Грузии :: Анна Антоновская - Георгий Саакадзе :: Книга I Пробуждение барса
<<-[Весь Текст]
Страница: из 226
 <<-
 
у посвятил он все земные блага -  семью,  жену и сыновей,
обрек себя на тяжкие испытания,  выносил всяческие бедствия и наконец унес в
могилу свои желания.  И  такого человека судим мы сейчас.  Смешно!  Сегодня,
когда  у  нас  вошло  в  привычку чтить вставанием совершенно незначительные
личности... Судим легендарного богатыря, самоотверженного патриота...
     Проклятье такому времени, и горе нам, живущим в такое время".
     Эти  гневные и  пламенные слова  Акакия  Церетели прозвучали в  мрачную
годину  царской  реакции,  когда  среди  некоторых  грузинских  историков  и
литераторов вновь  вспыхнула острая  полемика относительно исторической роли
Георгия Саакадзе.
     С таким же негодованием против тех,  кто в предреволюционные годы вновь
попытался якобы с патриотических позиций ссудить Великого Моурави,  выступил
и другой великий национальный поэт Грузии - Важа Пшавела. В стихотворении "О
портрете Георгия Саакадзе" поэт взволнованно, с большой горечью говорит:

                Если лучших мы не принимаем,
                Что же лучшим делать в нашей жизни?
                Мать завидует величью сына,
                Так ли надо поступать отчизне?
                Мы хорошего повергнуть жаждем, -
                Душит горе, слов не нахожу я,
                Сына мы преследуем и брата, -
                Трепещу от слез, дрожу, горю я.
                Жизнь моя, страна моя, страдаю
                И молчу... тебя не понимаю.

     Этими   выступлениями  двух   великих   классиков   грузинской   поэзии
завершилась  продолжавшаяся  в  грузинской  историографии  и  литературе  на
протяжении почти трех столетий острая борьба мнений вокруг Георгия Саакадзе.
Выраженная  в  выступлениях  А.Церетели  и  Важа  Пшавела  концепция  заняла
господствующее  положение  в  грузинской  литературе  и  исторической  науке
советской эпохи.
     Достойная и  правильная оценка  огромных заслуг перед  родиной великого
национального героя  грузинского  народа  нашла  отчетливое  отражение  и  в
учебнике по  истории  Грузии,  принадлежащем перу  академика И.Джавахишвили,
Н.Бердзенишвили и  С.Джанашиа,  вышедшем в 1943 году.  В своем обстоятельном
исследовании,  предпосланном первому советскому изданию поэмы Иосифа Тбилели
"Дидмоуравиани"  ("Великий  Моурави"),  поэт-акедемик  Георгий  Леонидзе  на
основе глубокого анализа специальной литературы также  характеризует Георгия
Саакадзе   как   великого   национального  героя,   главаря   и   знаменосца
прогрессивных и  демократических сил  нации в  самоотверженной борьбе против
феодальной реакции  своего  времени  и  кровавых  иноземных  врагов  Грузии.
Подобная  же  трактовка  образа  Великого  Моурави  лежит  в   основе  самых
значительных художественных произведений,  созданных  грузинскими советскими
писателями на  тему замечательной жизни и  борьбы Георгия Саакадзе.  Здесь в
первую очередь следует назвать исторический роман  Василия Барнова -  одного
из  крупнейших  мастеров  грузинской  художественной прозы  XX  века,  пьесы
известных  грузинских  драматургов  -  Сандро  Шаншиашвили,  Ионы  Вакели  и
талантливейшего грузинского актера советской эпохи Ушанги Чхеидзе.  Эти  три
драматургических произведения,  совершенно разные  по  творческому замыслу и
художественному стилю, с большим успехом ставились на сцене театров Грузии в
сороковых  годах  и  живо  откликались на  священные  патриотические чувства
советского   народа,   победоносно  сражавшегося  в   те   годы   с   ордами
немецко-фашистских захватчиков.
     Огромным успехом  у  зрителя пользуется двухсерийный кинофильм "Георгий
Саакадзе",  созданный режиссером М.Э.Чиаурели  по  сценарию  А.Антоновской и
Б.Черного.  Роль  Георгия Саакадзе блестяще исполнил в  этом  фильме  Акакий
Хорава.

     "Великий   Моурави"  Анны   Антоновской  -   крупнейшее  художественное
произведение,  воссоздающее трагический образ  Георгия  Саакадзе  и  суровую
эпоху его жизни и деятельности.
     С первых же страниц романа-эпопеи перед взором читателя возникает образ
главного  героя  -  восемнадцатилетнего юноши  исключительной  физической  и
духовной  силы,   который   своим   социальным  положением,   воспитанием  и
общественными  устремлениями  подготовлен   к   тому,   чтобы   вступить   в
мужественную  борьбу  с   иноземными  поработителями  родины  и   феодальной
реакцией, обескровливающими и разоряющими страну. Ожесточенная схватка юного
Саакадзе  с  заносчивыми и  надменными князьями Магаладзе,  разыгравшаяся на
ностевском базаре,  с обобщающей силой показывает, что на арене политической
жизни  Грузии выступала новая социальная сила  -  мелкопоместное дворянство,
собиравшее вокруг себя все демократические прослойки народа -  крестьянство,
ремесленников,  мелкое купечество; оно подняло их на борьбу за прогрессивные
социальные реформы,  за объединение страны и освобождение Грузии от иранских
и турецких завоевателей.
     Главарем и  вдохновителем этой  силы  явился  Георгий Саакадзе.  Полные
мужества и  юношеского задора Саакадзе и его друзья-сверстники,  составившие
впоследствии "Дружину барсов",  жаждут борьбы с  врагами родины.  Вскоре они
оказываются в  гуще этой борьбы.  Раздробленная на  три царства и  несколько
княжеств,  Грузия на  рубеже XVI-XVII столетий была поделена между соседними
мусульманскими государствами.  Восточная Грузия находилась под игом Ирана, а
в  Западно
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 226
 <<-