|
мощеными камнем улицами, центральными площадями, дворцами, храмами и банями,
жилыми зданиями и др. строениями. Баня была не только санитарно-гигиеническим
учреждением. Она служила в этот период и местом, где собиралась общественность
для развлечений и отдыха. Особо следует отметить городище, раскопанное на
территории поселка Вани. Здесь обнаружены остатки различных строений, хорошо
спланированные улицы, храмы и т. д. Уникальным памятником древности является
высеченный в скале город – Уплисцихе. Построить такой город была в состоянии
лишь экономически сильная страна, имеющая высококвалифицированных строителей,
владеющих искусством строительного дела.
По сведениям Страбона, в Месхетском крае находился большой храм Левкотеи.
Точное местоположение этого храма окончательно не выяснено. Предполагают, что
он находился в Ацкури или в Вани.
Высоко было развито и златокузнечество. Обнаружены замечательные изделия из
бронзы и золота в захоронениях Самтавро, Бори, Армазисхеви. В Вани найдена
бронзовая фигурка богини победы Ники.
Археологическими раскопками обнаружены древнейшие памятники греческой и
арамейской письменности. Во Мцхете, в Армазисхеви обнаружена билингва II века с
двуязычной надписью (греческой и арамейской). Арамейский язык относится к
группе семитских языков. Сегодня язык этот является мертвым языком, но на
рубеже старого и нового летосчисления он был широко распространен во всей
Передней Азии. Памятники грузинской письменности этого периода не обнаружены.
Хотя, на некоторых предметах изображены знаки, схожие с грузинским заглавным
письмом. Трудно судить, являются ли эти знаки грузинскими буквами или нет.
Большой интерес вызывает сведение у Аполлония Родосского в «Аргонавтике»: «У
колхов хранятся написанные еще их предками кирбы, в которых указаны
всевозможные морские и сухопутные пути и границы для приезжих путешественников».
До сих пор не установлено, что из себя представляли эти кирбы. Грузия в IV-VI
веках н. э Распространение христианства. Грузия в IV веке 1. Распространение
христианства. Первые христианские общины возникли в восточных провинциях
Римской империи: Палестине, Египте, Малой Азии. Первоначально последователи
новой религии всячески преследовались, их обвиняли во всех беспорядках и
несчастьях, случающихся в империи.
В 64 году в результате сильного пожара почти весь город Рим сгорел. Император
Нерон объявил христиан виновниками пожара и начал их жестоко преследовать.
Особенно жестоко христиан преследовал император Диоклетиан.
В 303 году был издан указ о запрещении христианского богослужения на всей
территории Римской империи. Христианские церкви разрушались, а священников
принуждали к идолопоклонству (именно при Диоклетиане пытали святого Георгия).
При императоре Константине положение кардинально изменилось. В 313 году был
издан т. н. Миланский эдикт (указ), согласно которому христиане получали право
свободно служить своему богу.
В 325 году в городе Никея был созван первый Вселенский церковный собор.
Христианство принял и сам император. А император Феодосий (377-395) даже
приказал закрыть все языческие храмы.
В Грузии распространение христианской религии началось в I веке. Христианство
здесь проповедовали ученики Христа: Андрей Первозванный и Свимон Кананит.
Однако в Грузии в I веке христианство не нашло широкого распространения.
Несмотря на это автокефалию грузинской церкви связывают с именами этих
апостолов. Автокефальной может стать церковь лишь той страны, где проповедовал
хоть один из апостолов.
В IV веке в Грузию пришла святая Нино Каппадокийская. Она прибыла в Джавахети,
оттуда с трудом добралась до города Урбниси, и присоединившись к группе людей,
направлявшихся во Мцхета на ярмарку и моление, очутилась в столице Картли. Нино
стала проповедовать Христову веру и творить чудеса. Она избавила от недугов
царицу Нану и главу магов.
Однажды царь Мириан отправился на охоту. Неожиданно, когда царь был на горе
Тхоти, спустилась непроглядная мгла и царь сбился с пути. Царь стал взывать к
своим богам, но это не помогло. Тогда он обратился к богу Нино. Сразу же мрак
рассеялся и царь уверовал в бога Нино. На следующий день царь и Нино отправили
к Кесарю людей с просьбой прислать им священников для крещения народа, сами же
принялись за строительство церкви в царском саду.
Место для строительства храма было выбрано святой Нино. Здесь был захоронен
хитон Христа (рубашка, в которую был одет Иисус Христос во время распятия на
кресте). При распятии в Иерусалиме находились два еврея из Грузии: Элиоз
Мцхетели и Лонгиноз Карснели. Именно Элиоз привез хитон Христа во Мцхету.
Первым, кто встретил Элиоза в Мцхете, была его сестра Сидония. Она приняла от
него хитон, прижала к своей груди и тотчас умерла. Ее похоронили вместе с
хитоном. На этом месте построили первый, деревянный храм – Светицховели. Слово
|
|