Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История Грузии :: М.Вачнадзе, В.Гурули, М.Бахтадзе - ИСТОРИЯ ГРУЗИИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 197
 <<-
 
Распадалась община, лишь небольшая часть общинников богатела, а большая их 
часть наоборот, попадала в тяжелое экономическое положение, что, в свою очередь,
 способствовало потере личной свободы. Зато возрастали крупные земледельческие 
хозяйства. После объявления христианства государственной религией жрецы теряли 
все, в том числе и земли, полученные за воинскую службу. Они лишались 
политической и экономической почвы и их место занимала христианская церковь, 
которая в скором времени также становилась крупным землевладельцем. Церкви 
жаловали земли царь и члены его семьи, эриставы, представители господствующих 
сословий и других общественных слоев. Фонд свободных земель сокращался и 
разгорелась борьба за присвоение этих земель. Расхищению земель способствовало 
и то обстоятельство, что члены распадавшихся общин не в состоянии были 
оказывать им сопротивление.

Распад общины и имущественная дифференциация общинников привели к тому, что 
бедные общинники не могли уже идти на военную службу, так как не имели 
возможности приобрести дорогое воинское обмундирование. Военная служба была под 
силу только зажиточному слою, который получал за это привилегии, новые земли, 
участвовал в дележе добычи, т. е. мог еще более упрочить свое положение.

Общество делилось на два сословия: первое сословие составляла выдвинувшаяся в 
экономическом и политическом отношении знать, которая участвовала в управлении 
страной. Их называли азнаурами. Второй слой составляли крестьяне (глехи). Они 
не имели личной свободы. Земля, на которой они жили, принадлежала азнаурам. Они 
обрабатывали эту землю и за это получали в наследственное пользование земельный 
участок. Часть урожая, собранного на этом участке, доставалась крестьянину.

Сословие азнауров не было однородным. Из этого слоя постепенно выделились 
дидазнауры, которые имели своих подданных – азнауров. Дидазнауры стремились 
укрепить свое положение, требуя от царя независимости и неприкосновенности. На 
этой почве между царем и дидазнаурами возникли острые противоречия. Одним из 
главных условий неприкосновенности было освобождение от налогов. В своей борьбе 
против царя некоторая часть азнауров использовала даже внешних врагов и 
переманивала их на свою сторону. В основном же азнауры всегда самоотверженно 
защищали интересы родины.

Процесс развития феодализма длился на протяжении столетий. Грузинский феодализм 
был схож с европейским, поэтому грузинскому обществу был чужд восточный принцип 
ведения хозяйства, навязываемый ему иноземными поработителями. Религия и 
культура 1. Религия. Первые религиозные верования и представления зародились 
еще в эпоху палеолита и с развитием общества приняли окончательно 
сформированный вид. Каждая отдельная община, род, племя поклонялись своему 
божеству, причем, постепенно устанавливалось почитание божеств по принципу 
«высший-низший». Высшими божествами у грузин были луна, солнце и звезды. Луна 
представлялась в образе мужчины, солнце в виде женщины. Эти представления 
отражены в древнейшем стихотворении, дошедшем до нас на мегрельском языке: 
«Солнце – мать моя, Луна – отец мой, а звезды – сёстры и братья мои». Священным 
животным Луны считался бык. Распространение культа быка в Грузии имеет 
давнишнюю традицию, что свидетельствует о том, что Грузия издревле была страной 
земледелия. Изображения быка сначала лепили из глины, а затем изготовляли из 
бронзы. Бычья голова была изображена на колхидской монете. В Грузии был также 
широко распространен культ солнца. Солнце было женским божеством, т. е. оно 
было Великой Матерью-богиней.

В конце IV века и начале III века до нашей эры обосновавшийся во Мцхете Азо 
воздвиг два идола: Гаци и Га. Напротив Мцхета на высокой горе, близ могилы 
легендарного этнарха Картлоса грузинский царь Фарнаваз воздвиг скульптуру 
главного божества Картли – Армази. Этим цель проводимой им религиозной реформы 
была достигнута – единое высшее божество служило делу объединения всей страны. 
Армазскому божеству в жертву приносили даже детей. Этот жестокий обычай был 
запрещен царем Ревом (предполагается, что за это грузинская историческая 
традиция называет царя Рева «справедливым»). Праздник в честь Армази устраивали 
в начале августа.

Как видно, месхетскими племенами было привнесено в Картли и другое божество – 
Задени. Его скульптура была воздвигнута у села Цицамури.

Интересно дошедшее до нас сведение Флавия Ариана о том, что у входа в город 
Фазис стояла статуя восседавшей на троне богини, а у ее ног сидели львы. 
Львиная голова изображена на колхидской монете. Возможно, в Грузии был широко 
распространен и культ льва. В одном из погребений бронзовой эпохи найдена 
золотая скульптурка льва.

2. Культура. Колхида и Картлийское царство имели тесные связи с греческим миром,
 Римом и близлежащими восточными странами. Эти связи оказали большое влияние на 
культурное развитие Грузии.

О грузинской культуре того времени в основном можно судить по материалам 
археологических раскопок. На высоком уровне развития находилась архитектура. Об 
этом свидетельствует большое количество городов: Мцхета, Уплисцихе, Урбниси, 
Кутаиа, Родополис, Фазис, Диоскурия, Питиунт. Это были красивые города с 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 197
 <<-