|
“свети-цховели” значит «живой столп». Живым он назван потому, что во время
строительства храма случилось чудо. Из ели, выросшей на могиле Сидонии, был
сделан столп, который никак не могли установить на нужном месте. Всю ночь
святая Нино молилась, а утром с неба спустился юноша, вознес столп в небо и
затем столп сам опустился на свое место.
Главой картлийской церкви стал Иоанэ, посланный византийским императором
Константином в Картли вместе с двумя священниками и тремя дьяками.
По поводу датировки христианизации Картли ученые высказывают различные мнения.
Иванэ Джавахишвили считает, что это произошло приблизительно в 337 году.
Грузинская церковь и часть исследователей сходятся во мнении, что объявление
христианства государственной религией в Картлийском царстве произошло в 326
году. Царь Мириан и царица Нана были причислены к лику святых, и днем их
поминовения признано 1(14) октября.
Что же касается Эгриси, то здесь христианство к 325 году уже было широко
распространено, поскольку в Бичвинте существовало епископство. Бичвинтский
епископ Стратофил присутствовал на первом Вселенском церковном соборе в Никее.
2. Политическая обстановка в IV веке. Нисибинский мир, заключенный между Римом
и Парфией, не нарушался вплоть до конца 30-х годов IV столетия (до 338 года).
Рим устраивало существующее положение, поскольку после распространения
христианства в Картли, Рим считал ее своей союзницей. Между тем в Иране шли
междоусобные войны, а малолетний шах Шапур II (303-379) не мог вести активную
политику. В этот период в Римской империи произошло одно значительное событие.
Император Константин издал приказ о перенесении столицы из Рима на Восток. В
результате участившихся набегов германских племен город Рим и вообще Италия уже
не были тихим, защищенным от «варваров», местом. Вскоре на месте старой
греческой колонии Византиона началось строительство новой столицы –
Константинополя («город Константина»). С перенесением центра империи на Восток
активизировалась восточная политика Рима. Шапур нарушил Нисибинский мир и
началась 25-летняя война. Мы не располагаем сведениями о том, принимала ли
Картли активное участие в этой войне. Согласно Леонтию Мровели, царь Мириан
осуществил несколько успешных походов на Северный Кавказ.
Война между Римом и Ираном шла с переменным успехом. По условиям мира,
заключенного между Римом и Ираном в 363 году, Рим вернул Ирану пять провинций и
обязывался не вмешиваться во внутренние дела Армении.
После заключения мира Шапур II вторгся в Армению. Завоевание Армении Ираном
создавало большую опасность Картли. Поэтому в войне с Ираном Картли всячески
поддерживала Армению. Тем не менее Иран завоевал Армению и вторгся в Картли.
Следует полагать, что иранцы заняли всю Картли и обложили ее данью. В Картли
появился иранский чиновник – питиахш.
По договору, заключенному в 387 году, 4/5 часть Армении отошла к Ирану, а пятая
часть досталась Риму.
В 395 году император Феодосий разделил Римскую империю между своими двумя
сыновьями. Фактически образовалось два государства: Западная Римская и
Восточная Римская империи (Византия).
В IV веке лазы подчинили себе апшилов, абазгов, санигов, отняли у Картли
Аргвети и заняли фактически всю Западную Грузию. Это государство грузины
называли Эгриси, а византийцы – Лазикой. Эгриси, или Лазика было сильным
государством. Оно лишь формально подчинялось Риму.
Картли и Лазика не мирились со своим зависимым положением и продолжали борьбу с
Сасанидским Ираном и Римской империей. Грузия в V веке 1. Картли в первой
половине V века. В первой половине V века Иран активизировал свою
захватническую политику в отношении кавказских стран. В 428 году иранцы
упразднили царскую власть в Армении. Ясно, что такая же участь должна была
постигнуть и Картли.
Шах Иездигерд II (438-457) проводил крайне жесткую религиозную политику. Он
стал насаждать маздеизм (огнепоклонство) в Картли, Албании и Армении. Знатные
азнауры Грузии, Армении и Албании были вызваны к шахскому двору. Шах потребовал
от них отречения от христианской веры и принятия маздеизма. Дидазнауры были
вынуждены сделать вид, что согласились на требование шаха, надеясь на родине
вернуться к своей вере. Однако шах не удовлетворился одним их согласием и
послал с ними в Грузию магов – огнепоклонников-жрецов, которые должны были
проповедовать маздеизм, закрыть христианские церкви, изгнать христианских
священнослужителей и утвердить иранские обычаи и нравы. Шах оставил у себя
заложников, среди которых был Аршуша питиахш. Только в Армению шах послал
семьсот магов. Над Картли, Албанией и Арменией нависла серьезная опасность. В
случае осуществления замысла Иездигерда эти страны становились провинциями
Ирана. Маги развернули активную деятельность по выполнению задания шаха. Однако
за этим последовало крупное восстание в Армении и Албании в 450-451 годах.
Первоначально восстание развивалось успешно, но Ирану удалось подавить его.
|
|