|
верховный главнокомандующий и верховный судья. Предполагается, что здесь
подразумевается именно спаспет. В управлении государством участвовали и жрецы.
По сведениям Страбона, жрецы регулировали отношения с соседними странами, и
вообще, можно полагать, что решение важнейших внешних вопросов входило в их
компетенцию.
В известной билингве II века, найденной в Армазисхеви, упоминаются два
административно-государственных чина: питиахш и двороуправитель.
Картлийское царство было разделено на эриставства. При Фарнавазе было 8
эриставств: Кахети, Хунани, Самшвилде, Цунда, Одзрхе, Кларджети, Эгриси и
Аргвети. Эриставствами управляли эриставы, которые одновременно командовали
своими войсками. Царь имел право отстранить эристава от должности, но
практически это было довольно сложно. Между эриставами и царской властью
существовали непримиримые противоречия. Эриставы постоянно боролись за
установление наследственной власти над своими территориями. Эриставы имели
своих чиновников – спасалара и тысяченачальника. Перед принятием важного
решения царь мог созвать совет, на котором присутствовали спаспет и эриставы.
Примечательно, что в Картлийском царстве существовала также должность
мхатвартухуцеса. Несомненно, существовали вероятно и другие важные чины, однако,
к сожалению, о них в источниках ничего не сказано. Экономическое развитие.
Социальное положение. Зарождение и развитие феодальных отношений 1.
Экономическое развитие. Колхидское и Картлийское царства были экономически
довольно развитыми государствами. Ведущую роль в хозяйстве традиционно играли
земледелие, виноградарство, садоводство, животноводство. Основными зерновыми
культурами были: пшеница, ячмень, просо. Колхида славилась производством льна,
которое употреблялось для изготовления парусов.
Экономическому подъему Картли и Колхети способствовал важный торговый путь,
проходящий по территории Грузии и соединяющий страны Западного и Восточного
мира. Колхида и Картли имели оживленные торговые сношения с Грецией, Римом и
восточными странами. Об интенсивном развитии торговли указывает обилие городов
как в Западной (Кутаиа, Родополис, Диоскурия, Фазис), так и в Восточной Грузии
(Мцхета, Урбниси, Цунда, Уплисцихе). Большинство городского населения
составляли купцы и ремесленники. В городах были развиты следующие виды ремесла:
гончарное дело (производство посуды, кирпича, водопроводных труб, стеклотары),
златокузнечество, вязание. В Грузии имелась традиция обработки железа.
По Страбону, в Диоскурию приезжали торговать представители семидесяти различных
племен. Грузия стала частью Римской империи. Городская жизнь несколько затихла.
Значительным политическим, экономическим и культурным центром была столица
Картли Мцхета. Отдельные поселения и укрепленные пункты, расположенные вокруг
Мцхета, создавали единый комплекс – «Диди Мцхета» (Большая Мцхета).
Оборонительная система Диди Мцхета состояла в основном из двух крепостей –
Армазской крепости, которая закрывала собой важнейшие стратегические пути,
идущие из Колхиды, Армении и Албании, и Заденцихе (Заденская крепость)
защищавшая Мцхету с севера. Одним из важных районов «Диди Мцхета» был
Армазисхеви, вероятно, здесь находилась резиденция питиахша (управителя). В
хозяйственном отношении важнейшим районом был Саркине. Само название (ркина –
железо) указывает на то, что здесь был центр металлургии.
2. Социальный строй. Существующее положение в Картлийском царстве довольно
интересно описано Страбоном: «В этой стране жители делятся на четыре рода: один
из них (считающийся первым) – это тот, из которого ставят царей (выбирая
ближайшего по родству с прежним царем) и старшего по летам; второе (за ним
лицо) творит и предводительствует войском; второй род составляют жрецы, которые
ведут также спорные дела с соседями; к третьему роду относятся воины и
земледельцы, к четвертому – простонародье, которое служит рабами у царей и
доставляет им все необходимое для жизни. Имущество у них общее по родственным
объединениям; заведует и распоряжается им в каждом объединении старейший». У
Страбона род подразумевает определенный социальный слой, группу. Население
Картли представлено четырьмя социальными группами: царский род, жрецы,
свободные земледельцы (которые составляли основную часть войска) и царские рабы.
В стране существовали крупные земледельческие хозяйства. Они принадлежали царю,
членам его семьи, (сепецулам) эриставам и жрецам. Основную часть населения
составляли свободные общинники, которые обрабатывали свои небольшие наделы
земли. Естественно, среди самих общинников существовали имущественные различия.
Были также и рабы, но рабовладельчество не принимало такие формы, как, например,
в Греции или Риме. Это было обусловлено тем, что развитие хозяйства в Грузии
не требовало большого количества рабов.
В горных регионах Грузии была другая картина – здесь фактически продолжало
существовать родовоеобщество.
3. Зарождение феодализма и его развитие. Дальнейшее экономическое развитие
страны происходило на фоне значительных общественных перемен. Среди свободных
общинников быстрым темпом протекал процесс имущественной дифференциации.
|
|