|
М-27, л. 1а). В конце той же рукописи сообщается, что в сорок лет (т. е. в 1666
г.) Парсадан перевел эту книгу (л. 346а).
[31] В этом году Горгиджанидзе переписал в Шустере «Ростомиани» (Такайшвили Е.
С. Описание рукописей, I, с. 355).
[32]Brosset M. Histoire de la Georgie, II, 1 p. 509.
[33] Орбели Р. Р. Грузинские рукописи Института востоковедения АН СССР, т. I. М
– Л., 1956.
[34] Джавахишвили И. А. Древнегрузинская историческая литература, с. 287
(Автографический список сочинения Горгиджанидзе начинается киноварным
заглавием: «Повествование о франкской царевне Оромсиме и мученичестве ее»).
[35] Джавахишвили И. А. Древнегрузинская историческая литература, с. 287.
[36] Там же, с. 287 – 290
[37] Джавахишвили И. А. Древнегрузинская историческая литература, с. 289 – 290.
[38] Там же, с. 291. Ученый, вероятно, имел в виду список «Картлис цховреба»,
переписанный в первой половине XVII в. по распоряжению царицы Марии («Список
Марии»), дошедшей до нас, однако, в сильно искаженном виде.
[39] О персидских источниках Горгиджанидзе имеется обширная литература. См.:
Джавахишвили И. А. Древнегрузинская историческая литература, с. 292-296;
Какабадзе С. Н. История Парсадана Горгиджанидзе. Введение к публикации текста.
– Исторический вестник, т. II. Тбилиси, 1924, с. 206 – 207; Кацитадзе Д. В.
Персидские источники XV в. П. Горгиджанидзе. – Восточный сборник, I. Тбилиси,
1960, с. 149 – 168; Он же. Персидские источники XV I- XVII вв. П. Горгиджанидзе.
– Вестник Отделения общественных наук АН ГССР, 1960, № 2, с. 123 – 145. Он же.
Еще раз об одном персоязычном источнике П. Горгиджанидзе. – Восточная филология,
II. Тбилиси, Г972; Табатадзе К. Г. Еще раз об источниках XV в. исторического
сочинения П. Горгиджанидзе. – Грузинское источниковедение, IV. Тбилиси, 1971, с.
41 – 55 (все на груз. яз.).
[40] Джавахишвили И. А. Древнегрузинская историческая литература, с. 295.
[41] Там же, с. 287.
[42] Габашвили В. Н. Историография Грузии (X – XVII вв.). – В кн.: Очерки
истории исторической науки в СССР, I. М., 1955, с. 147; Гвритишвили Д. В.
Очерки по истории Грузии, III. Тбилиси, 1968, с. 97 – 98 на груз. яз.).
[43] Горгиджанидзе П. История Грузии, рук. Н-2140, л. 116
[44] Барамидзе А. Г. О грузинской версии «Хосров и Ширин». – Литературные
разыскания, I. Тбилиси, 1943, с. 68 – 69 (на груз. яз.).
[45] Кикнадзе Р. К. Об одном грузинском источнике П. Горгиджанидзе. – Известия
АН ГССР, серия истории, 1971, № 2 (на груз, яз.); Он же. Очерки, по
источниковедению истории Грузии. Тбилиси, 1980, с. 18 – 20.
[46] Кикнадзе Р. К. Очерки по источниковедению истории Грузии.
[47] Путуридзе В. С. Сведения Мухаммеда Тахира о Грузии. – Материалы по истории
Грузии и Кавказа, вып. 30. Тбилиси, 1954, с. 378 (на груз. яз.).
[48] По мнению В. Г. Гучуа, Горгиджанидзе закончил свое сочинение в 1696 г. и
довел его до 1695 г., а Р. Р. Орбели полагает, что сочинение закончено в 1703 г.
и содержит сведения до того же года (Гучуа В. Г. Грузинская культура в XVI –
XVII вв. – В кн.: Очерки истории Грузии, IV. Тбилиси, 1973, с, 373; Орбели Р. Р.
Грузинские рукописи Института востоковедения АН СССР, т. I. М. – Л.. 1956, с.
20. См. также: Гобеджишвили М. Г. Записи ленинградского списка Н-41
исторического сочинения П. Горгиджанидзе. – Грузинское источниковедение, V.
Тбилиси,:978, с. 74 – 75 (на груз. яз.).
[49] Сехния Чхеидзе,. например, особо отмечает это событие (Чхеидзе. История
Грузии, рус. пер., с. 13; Чхеидзе. История царей, изд. Чубинашвили, с. 311).
[50] «Да дарует бог долголетие счастливому шаху, несмотря на то, что сын мой и
братья были арестованы, что бы я ни написал и послал, доставляли. Послал ему
прошение и попросил хлеба с его стола. Дай бог ему здравия, прислал целый лоток
хлеба и всевозможных кушаний» (л. 225а). На предпоследней странице своего
сочинения автор сообщает: «Сорок лет я служил шаху Аббасу и его сыну шаху
Сулейману», а Султан-Хусейна не упоминает вовсе (л. 229а).
[51] Лэн-Пуль С. Мусульманские династии. Спб., 1899, с. 219; Босворт К. Э.
Мусульманские династии. М., 1971, с. 226.
|
|