Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История Грузии :: ПАРСАДАН ГОРГИДЖАНИДЗЕ - ИСТОРИЯ ГРУЗИИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 95
 <<-
 
Парсадан Горгиджанидзе занимает особое место в истории грузинской культуры. С 
его именем связан новый подъем грузинской историографии в последних 
десятилетиях XVII века.

Нашествие татаро-монгольских полчищ и их более чем столетнее владычество 
нанесли существенный вред развитию завоеванных культурных стран, в их числе 
Грузии. Как отмечено в грузинской историографии, «до уровня резко пониженных 
запросов эпохи общественных кризисов, переживаемых Грузией при тяжелом 
господстве монголов, опускается в своем падении и вся тогдашняя грузинская 
историография»[1]. Однако следует отметить, что, несмотря на всеобщую разруху и 
упадок, в стране не прекращалась культурно-просветительная деятельность, 
строились церкви, велась плодотворная законодательная работа, обновлялась 
роспись храмов и т. д. В первой половине XIV века на грузинском языке было 
создано замечательное историческое сочинение, «Столетняя летопись» анонимного 
автора, в котором изложена история Грузии и соседних стран в эпоху монгольского 
господства[2]. По единодушному мнению специалистов, «Столетняя летопись» 
является ценным источником по истории Грузии XIII – начала XIV веков и занимает 
почетное место в историографии монгольской эпохи.

Не меньший ущерб причинили Грузии многочисленные нашествия полчищ Тимура на 
рубеже XIV – XV веков. До нас не дошли грузинские исторические памятники того 
тяжелого периода. Акад. И. А. Джавахишвили отмечал, что из-за гибели грузинских 
оригинальных исторических сочинений XIV – XV веков исследователи истории Грузии 
названной эпохи вынуждены пользоваться в основном иноязычными источниками[3].

В последующий период, в XV – XVI веках, грузинское историческое мышление также 
переживает упадок. С этого периода сохранились только незначительные хроники, 
содержащие лишь отрывочные сведения по истории отдельных провинций Грузии.

Новый подъем грузинской исторической литературы начинается во второй половине 
XVII века. Особенно примечателен тот факт, что первые шаги в этом направлении 
были сделаны по линии создания исторических поэм. Это фактически рифмованные 
исторические сочинения, имеющие сравнительно низкие художественные качества, но 
содержащие ценный материал по истории Грузии XVII века[4] (исторические поэмы 
Теймураза I, Арчила, Пешанги, Иосифа Саакадзе).

В последнем десятилетии XVII века, в Иране, в столице государства Сефевидов 
Исфахане, известный грузинский историк Парсадан Горгиджанидзе завершил свое 
историческое сочинение, посвященное описанию истории Грузии и соседних стран со 
времени распространения в Картли христианства до конца XVII века[5].

Парсадан Горгиджанидзе – один из замечательных деятелей своего трудного времени.
 В течение сорока лет он жил в Иране, где пользовался большим влиянием и 
занимал высокие административные должности при шахском дворе. Одновременно наш 
соотечественник активно подвизался на поприще грузинской культуры. В частности, 
как известно, он принимал деятельное участие в переписке, а также и переложении 
в стихи грузинских версий замечательного памятника персидско-таджикской 
литературы «Шах-наме»[6]. Он же составил грузинско-персидско-арабский 
словарь[7] и перевел на грузинский язык «Книгу мусульманских законов – Джами 
Аббаси» Баха ад-Дина Мухаммеда Амили[8].

Отрывочные сведения о жизни Парсадана Горгиджанидзе разбросаны в основном в его 
произведениях. Этот материал для восстановления картины жизни историка первым 
использовал М. Броссе[9]. Впоследствии этим же материалом воспользовались 3. И. 
Чичинадзе, М. Г. Джанашвили, И. А. Джавахишвили, С. Н. Какабадзе, В. С. 
Путуридзе[10].

В начале ленинградского списка грузинского перевода «Джами Аббаси» П. 
Горгиджанидзе пишет: «Именем господа, силой и содействием его, в короникон 
татарский тысяча триста третий и в короникон грузинский триста шестьдесят 
девятый, в октябре месяце, окончена переписка рукой Парсадана 
Горгиджанидзе»[11]. А в конце того же списка переводчик сообщает: «Я, бедный 
Парсадан, в сорок лет перевел эту книгу, а шестидесятипятилетним переписал в 
городе Исфахане»[12].

Если П. Горгиджанидзе в октябре 1691 г.[13] закончил переписку «Джами Аббаси» и 
в то время ему было 65 лет, следовательно, он должен был родиться в 1626 году. 
По его же словам, родом Горгиджанидзе был из города Гори[14].

Нашему будущему историку было всего десять лет, когда его увидел картлийский 
царь Ростом (1633 – 1658). Старому бездетному царю понравился смышленый и 
сообразительный мальчик, он взял его к себе во дворец и сам воспитал. Об этом 
историк рассказывает следующим образом: «Было во мне много смелости и 
расторопности, и царь Ростом воспитал меня как родного сына и оказал большие 
милости». Царь сам же женил своего питомца и даже присутствовал на его свадьбе 
вместе с царицей и многочисленной свитой.

Картлийский царь Ростом (он же Хосров-мирза), внебрачный сын Давида XI 
(Даутхана), с малолетства находился в Иране и там же провел большую часть жизни.
 В разное время он занимал высокие должности кулларагасы (начальника 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 95
 <<-