Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История Грузии :: Сумбат Давитис-Дзе - История и повествование о Багратионах
<<-[Весь Текст]
Страница: из 28
 <<-
 
Таким образом, политическое возвышение Багратионов вызвало создание легенд 
вокруг их происхождения. Древнеармянская историческая традиция их объявляет 
потомками Хаикидов, древнегрузинская – Парнавазидов. Та же армянская традиция 
считает их потомками знатного пленного еврея Шамбата, а более поздняя армянская 
и грузинская историческая традиции их происхождение связывают с царем-пророком 
Давидом. Драсханакертци является звеном, связывающим две традиции о 
происхождении от Шамбата и Давида.

Таким образом, в грузинской и армянской действительности существовали разные 
версии о происхождении рода Багратиони. Самая претенциозная из существующих 
версий связывает происхождение рода с божественным началом. Подходящим временем 
для создания данной версии, видимо, был «период правления Ашота I курапалата. 
Если учесть сообщение Драсханакертци, можно предположить, что данная версия 
легенды была выработана в общей грузинско-армянской среде.

В конце VIII – начале IX вв., в условиях напряженной борьбы с арабами 
усиливаются и возвышаются как грузинские Багратиони, так и армянские Багратуни. 
В данный период обе ветви преследуют общую цель: изгнание арабов. В этих 
условиях происходит образование Картвельского (Тао-Кларджетского) княжества 
грузинских Багратиони и Ширакского княжества армянских Багратуни. Начинается 
новый этап истории рода и создается новая версия легенды об его происхождении, 
версия, которая лучше обосновывает право первенства данного рода в Закавказье. 
Как уже отмечалось, след звена, связывающего старую и новую версии легенды, 
сохранен у Драсханакертци. Если легенда о божественном происхождении рода была 
бы создана только в грузинской среде и о собственно грузинской ветви, то 
сомнительно чтоб Драсханакертци перенес ее на армянских Багратуни. В конце IX – 
начале X вв. интересы грузинских Багратионов и армянских Багратуни находились в 
остром противоречии. Историк рода Багратуни, именно в это время создавший свое 
произведение, восхвалявшее деятельность Багратуни с целью их возвеличивания 
приводит легенду об их происхождении от Давида. Он вряд ли обратился бы к этой 
легенде, если бы данная версия не имела распространения и в армянской среде. 
Поэтому у этого соображения Драсханакертци должна была быть основа и в 
армянской традиции.

Дальнейшая обработка легенды происходит уж на собственно грузинской почве. 
Ситуация, созданная в Армении последующего времени, не давала повода для 
дальнейшей идеализации Багратуни. Особенное значение приобретает эта легенда 
после того, как Багратиони становятся царями объединенного грузинского 
государства. Именно в связи с этим и создается специальное историческое 
сочинение Сумбата, в котором изложена история рода и дана его генеалогия.

*




**



Для составления своего исторического сочинения Сумбат пользуется разными 
историческими источниками.

Источником для вводной части «Истории» Сумбата является грузинский перевод 
Библии. Генеалогию Багратионов от Адама до царя Давида Сумбат приводит по 
«Евангелию» от Луки (3,32 – 38), а от царя Давида до мужа богородицы Марии – по 
Матфею (1,1 – 16), с той лишь разницей, что в отличие от «Евангелия» он вводит 
в повествование брата мужа Марии Клеопу. Источником же относительно Клеопы, 
брата Иосифа, для Сумбата является «Церковная история» Евсевия Кесарийского[20].
 Затем уже идет линия потомков Клеопы. Один из потомков Клеопы Соломон имел 
семерых сыновей. Эти семь сыновей Соломона отправились из Палестины и прибыли в 
Армению, в Акилисену, расположенную в верховьях реки Евфрат, к неизвестной в 
истории царице Ракаэл, которая их крестила. Трое из братьев остались в Армении. 
Одного из этих братьев звали Багратом, и он явился родоначальником армянских 
Багратидов. Четверо прибыли в Картли, из них одного избрали эриставом Картли и 
его потомками являются Багратиони Картли.

Одним из основных источников «Истории» Сумбата является хроника «Обращения 
Картли». Как отмечает Е. Такайшвили, этой хроникой пользуется Сумбат начиная от 
Гуарама (VI век) курапалата до Ашота I курапалата[21].

Существует предположение, что одним из источников «Истории» Сумбата может быть 
«Матиане Картлиса», сочинение анонимного историка XI века[22]. Но думаем, что 
более обосновано предположение, которое считает, что не «Матиане Картлиса» 
является источником для «Истории» Сумбата, а, наоборот, автор «Матиане 
Картлиса» пользовался произведением Сумбата[23].

В распоряжении Сумбата Давитис-дзе, видимо, была фамильная хроника рода 
Багратиони, которой он пользовался при составлении той части своего 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 28
 <<-