Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История Грузии :: Сумбат Давитис-Дзе - История и повествование о Багратионах
<<-[Весь Текст]
Страница: из 28
 <<-
 
создание этой легенды и С. Джанашиа[13]. Е. Такайшвили временем создания 
легенды считает вторую половину VIII века. По словам Е. Такайшвили, легенда 
претерпела постепенное изменение, была переработана и к XI веку приняла ту 
форму, в которой она представлена в историческом произведении Сумбата[14].

Во второй половине VIII века Восточная Грузия находилась под игом арабского 
владычества и грузинский народ боролся с завоевателями. Во главе этой борьбы 
стояли эрисмтавары Картли, за что они были подвергнуты репрессиям со стороны 
халифской власти. С конца VIII и начала IX века начинается постепенное изгнание 
завоевателей из Грузии. На грани VIII – IX веков в Грузии начинается процесс 
создания новых царств и княжеств, ведется борьба за объединение страны. К этому 
времени относится создание Картвельского, или Тао-Кларджетского, княжества во 
главе с родом Багратиони.

Большого могущества достигает княжество в годы правления основателя 
династии[15]. Ашот объединил под своей властью большую часть исторической 
Юго-Западной Грузии, активно воевал с арабами, успешно боролся за центральную 
часть Грузии, – Шида Картли. От империи Ашот Багратиони получил титул 
«курапалата» и претендовал даже на титул «царя».

В это время Картвельское княжество было сильнейшей политической единицей в 
Грузии и играло ведущую роль в борьбе за ее объединение. Видимо, в это время и 
создается данная легенда[16].

После смерти Ашота для княжества создаются неблагоприятные внешние и 
внутриполитические условия. Во второй половине IX и первой половине X века 
гегемонию в борьбе за объединение Грузии захватывает царство Эгрис-Апхазети. 
Так что, конец IX – начало X в. не является подходящим временем для создания 
легенд, возвеличивающих род Багратиони.

Как уже отмечалось, с начала IX века в Грузии ведется борьба за объединение 
страны. Несколько крупных политических единиц соперничают друг с другом. 
Княжеские роды, возглавляющие эту борьбу, прибегают к различным политическим и 
дипломатическим маневрам. Дом Багратиони совместно с политическим возвышением 
старается обосновать свои легитимные права и теоретически. Ашоту Багратиони 
приходилось вести борьбу, как с другими грузинскими политическими единицами, 
так и со своими внутренними противниками.

В результате конфликта с арабами, Ашот Багратиони обосновался в Юго-Западной 
Грузии, хотя Шавшет-Кларджети исторически является доменом рода Багратиони, но 
в данной ситуации Ашот оказался все же человеком, пришедшим извне. Против него 
ведут борьбу арабы; нет у него солидной опоры и внутри страны, а из внешних сил 
его поддерживает Византия. В таких условиях вполне понятно, что Ашоту 
приходится преодолевать сильные препятствия для утверждения и упрочения своей 
власти.

Ашот должен был создать себе крупную вотчину, и он создает ее. Часть земель 
Ашот Багратиони покупает, часть захватывает, присваивает незаселенные земли, 
пустоши, приобретает крестьян. Все это – создание вотчины, приобретение и 
подчинение сидящих на этих землях крестьян, – происходит за счет местного 
населения, что вызывает рост социальных протестов, обострение классовой борьбы.

Таким образом, в то время когда Ашот Багратиони соперничает с другими 
грузинскими царями и князьями за первенство в борьбе за объединение Грузии, ему 
приходится преодолевать большие препятствия и внутри страны для укрепления 
своего положения. В этой сложной ситуации Ашот Багратиони должен был обосновать 
свои преимущества перед другими грузинскими владетелями, а также свое право 
господствовать над местным населением. Всего этого он добивается в основном 
силой, но при этом большое значение имело идеологическое обоснование прав рода 
Багратиони на верховную власть.

Для определения времени создания легенды о происхождении рода Багратиони 
немаловажное значение имеет тот факт, что армянский историк VII века Себеос 
предком Багратуни называет Хайка. К этому времени армянские Багратуни уже 
получили основание связывать свое происхождение с эпонимом армян. В начале X 
века Иоанн Драсханакертци о предках Багратуни пишет: «Говорят что он был 
потомком Давида». Видимо, Драсханакертци имел письменное или устное основание 
для данного заявления. Сообщение Драсханакертци о том, что Багратуни являлись 
«венцевозлагателями», подтверждается и более древними армянскими сведениями[17].


Как уже отмечалось, Багратиони рано выдвинулись на политической арене 
Закавказья. В грузинской историографии существует предположение о происхождении 
Багратиони от древнегрузинского царского рода Парнавазидов[18].

По мнению К. Туманова, Багратиони – потомки древнеармянского царского рода 
Ервандидов[19].

Грузинская историческая традиция, в частности Сумбат, возвышение рода на 
политической арене Грузии датирует VI веком.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 28
 <<-