Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История Грузии :: Сумбат Давитис-Дзе - История и повествование о Багратионах
<<-[Весь Текст]
Страница: из 28
 <<-
 


**



Историческое сочинение «История и повествование о Багратонианах, царях наших 
грузинских, откуда явились они в эту страну, и с каких времен владеют царством 
грузинским», как явствует из заглавия, ставит целью выяснить происхождение и 
генеалогию рода Багратиони, определить время и условия получения им власти в 
Картли и изложить историю их царствования.

Во вступительной части «Истории» указано, что автором является Сумбат 
Давитис-дзе[3].

Ни в сочинении Сумбата и ни в других исторических источниках нет сведений о 
самом авторе. Предполагают, что он принадлежал к роду Багратиони[4] и скончался 
в начале 30-х годов XI века[5].

Как было отмечено, не должно подлежать сомнению то обстоятельство, что свод 
«Картлис цховреба» является выразителем идеологии официальной историографии и 
при составлении свода отбирались произведения с ярко выраженной тенденцией 
поддержки политики центральной государственной власти. Включение произведения 
Сумбата в «Картлис цховреба» вполне оправдано, но можно предположить, что это 
произведение было написано по инициативе государственной власти.

В начале XI века, когда представители рода Багратиони стали царями 
объединенного грузинского царства и реально наметились перспективы 
воссоединения всех грузинских земель, для поддержки царского рода и оправдания 
их стремлений необходима была и идеологическая основа. Именно таким 
идеологическим обоснованием и оправданием возвышения рода Багратиони над 
другими грузинскими царскими родами, имеющими претензии на первенство, является 
сочинение Сумбата.

Произведение начинается с изложения генеалогии Багратионов, которая связывает 
происхождение рода с Клеопой, братом Иосифа, отца Иисуса Христа. Как известно, 
с образованием классового общества во многих странах возникали легенды о 
«сверхчеловеческом», «божественном» происхождении лиц, стоявших во главе 
государства. На определенном этапе развития «теория» о божественном 
происхождении рода Багратиони создается и в Грузии. Багратиони рано возвысились 
на политической арене Закавказья и вокруг рода в грузинско-армянской среде были 
созданы разные легенды.

Армянская историческая традиция возвышение армянской ветви рода Багратуни 
связывает с I в. до н. э.[6].

Одну из древнейших, из дошедших до нас легенд о возвышении этого рода, сохранил 
историк VII века Себеос. Согласно данным Себеоса, Багратуни являются потомками 
эпонима армян Хайка[7]. Армянская историография происхождение рода Багратуни 
связала также с еврейским этносом. Так Мовсес Хоренаци объявляет Багратидов 
потомками знатного еврейского пленника Шамбата[8]. Грузинская историография 
теорию о происхождении рода Багратиони от Давида Пророка считает местной 
грузинской традицией. Древнейшей фиксацией этой традиции является «Житие 
Григола Хандзтели» Гиорги Мерчуле и произведение Константина Порфирородного «De 
administrando imperio». Источником Константина Порфирородного считают 
неизвестный грузинский письменный источник или же устную традицию[9].

Можно предполагать, что с легендой о происхождении Багратионов от пророка 
Давида была знакома и армянская историография. Древнейшая литературная фиксация 
данной легенды в армянской литературе должна быть сохранена в сочинении 
армянского историка начала X века Иоанна Драсханакертци[10].

В грузинской письменности самое раннее сообщение о божественном происхождении 
Багратионов зафиксировано в середине X века в «Житии Григола Хандзтели» Гиорги 
Мерчуле. Григол Хандзтели, обращаясь к Ашоту Курапалату, называет его 
«государем, нареченным сыном Давида, пророка и помазанника господня». Так 
обращается Григол Хандзтели к Ашоту Багратиони в 20-х годах IX века, но 
фиксация этого происходит в середине X века (произведение Гиорги Мерчуле 
написано в 950 году). В связи с этим встает вопрос о времени создания легенды 
божественного происхождения рода Багратиони, а именно: данная формула уже 
существовала в начале IX века или же автор в середине X века в уста Григола 
Хандзтели вкладывает слова, которые получили признание сравнительно позже?

Относительно датировки времени появления теории о божественном происхождении 
рода Багратиони существуют разные предположения.

По мнению Маркварта, теория божественного происхождения Багратионов создалась в 
конце IX – начале Х вв.[11]. По мнению же К. Кекелидзе и П. Ингороква, – в 
начале IX века, во время правления Ашота Багратиони[12]. С IX веком связывает 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 28
 <<-