|
о 968 год.
а 983 год.
б 988 год.
в 992 год.
г 994 год.
д 1001 год.
г 1008 год.
д 1012 год.
а 1025 год.
б 1027 год.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Род Багратиони (в разных формах: Багратониани, Багратоани, Багратуниани,
Багратуни и др.) хорошо известен в истории Закавказья с первых веков нашей эры.
Отдельные соображения о происхождении и истории этого рода с указанием
специальной литературы см. Е. С. Такайшвили. Хроника Сумбата Давитис-дзе о
Багратионах Тао-Кларджети. МИГК, 27, 1949 (на груз. яз.); Н. И. Адонц, Армения
в эпоху Юстиниана, СПб., 1900, с. 402 – 403, 213 – 214 и др.; С. Н. Джанашиа,
Об одном примере искажения исторической правды, Тб., 1947, с. 19-22; П. И.
Ингороква, Гиорги Мерчуле, 1954, с. 79 и далее (на груз. яз.); Г. С. Мамулиа,
Происхождение династии Багратионов и образование царства Картли (Иберии),
«Мнатоби», 1971, №2, с. 179-191 на груз. яз.); M. Brosset, Histoire des
Bagratide Georgienes, 1843; C. Toumanoff, Studies in Christian Caucasian
history. Georgetown University Press, 1963.
2. В оригинале сказано: „?????????????????????”. В конце IX века один из
представителей рода Багратиони, Адарнасе II курапалат получил титул «картвелта
мепе» //«царь картвелов» (Картли). До объединения Грузии цари Багратиони
именуются «картвелта мепе». В это время (IX – XI вв.) параллельно с «картвелта
мепе» в Грузии существуют «апхазта мепе»//«царь апхазов», т. е. Западной Грузии,
«кахта мепе» царь кахов, «hерта мепе»//«царь hеров». После объединения Грузии
все эти титулы включаются в титулатуру царей объединенного грузинского царства
и они – титулуются; «мепе апхазта, хартвелта, кахта» и т. д., что в
совокупности указывает на то, что они являются царями всей Грузии. «История»
Сумбата написана в XI веке, когда Багратиони являлись уже царями всей Грузии, и
в данном случае под терминами «Картли» подразумевается и вся Грузия, а
«картвели» – само название всех грузин. Поэтому до объединения Грузии
«картвелта мепе» мы переводим как «царь картвелов», а после объединения – «царь
Грузии».
3. Легенда о происхождении рода Багратиони интересовала многих исследователей.
Обзор историографии вопроса с указанием основных исследований и источников см.
М. Д. Лордкипанидзе, Легенда о происхождении рода Багратиони, сб. «Вопросы
истории народов Кавказа», Тб., 1966, с. 144-148 (на груз. яз.).
4. По мнению Сумбата, представители рода Багратиони были первыми эрисмтаварами
Картли с середины VI века. По данным некоторых грузинских источников,
родоначальником рода грузинских Багратионов был Ашот I Великий (конец
VIII-начало IX вв.). По этому вопросу, помимо литературы, указанной во
«Введении» и прим. № 1, см. С. Н. Джанашиа, Сведения Константина Порфирогенета
о Багратионах Тао-Кларджети, Труды ТГУ, XVIII, 1941, с. 70-85 (на груз, яз.); Н.
Ю. Ломоури, К толкованию одного сообщения Константина Парфирогенета, Труды ТГУ,
69, 1955, с. 136-145 (на груз. яз.).
5. По-грузински сказано: „?????????????????????????????????”, дословный
перевод: «Которую написал Сумбат, сын Давида». Этот Сумбат, видимо, был именно
сыном Давида. Так же называют его многие исследователи (Е. С. Такайшвили, И. А.
Джавахишвили и др.). Однако, следуя установившейся в нашей историографии
традиции и «Правилам перевода памятников грузинской исторической литературы на
русский язык», мы пишем по-русски «Давитис-дзе».
6. Вся эта вводная часть основана на грузинском переводе Библии. Собственные
имена приведены по русскому переводу Библии.
7. В отличие от Евангелия Сумбат вводит брата мужа богородицы Марии Клеопу.
|
|