|
ие немощи мои. Я отправлюсь в страну, где чудовище это
произвело более всего опустошений и где никто не смел воспротивиться ему. Хотя
его нечестие достаточно известно во множестве городов королевства, однако он
находит у тебя пристанище и под кровом благорасположения твоего безбоязненно
опустошает стадо Христово. Не удивляюсь однако, да и удивляться нечему, что сей
змий обманул тебя, ибо он имеет облик добродетели. Познайте же его! Это —
отступник, избегающий власти начальников того ордена, к которому он принадлежит.
Некогда он просил подаяние, после же стал проповедовать, дабы тем снискать
себе пропитание. Все, что оставалось у него за издержками на необходимое, он
или проигрывал или употреблял на самые преступные удовольствия — в продолжение
дня упиваясь восторгами слушателей, он проводил ночи у развратниц. Осведомись,
государь, о причинах, которые побудили еретика оставить Пуатье и Бордо, и тогда
ты узнаешь: потому он не смеет вернуться туда, что оставил там самые постыдные
следы своею разврата. Ты надеялся, государь, что такое древо даст тебе добрый
плод, а из него не вышло ничего, кроме порчи, способной погубить твои начинания.
И если я отправляюсь в Тулузу, то не по собственному желанию, а вследствие
повелений Церкви, возложивших на меня долг исторгнуть плевелы, павшие на ниву
Господню, — если только на то есть надежда. Но не я, недостойный, исторгну их;
я сам по себе ничто. То сделают прелаты, которых я имею назначение сопровождать
и между которыми значительнейший — кардинал легат Альберик, епископ Ос-тии».
В сущности, последние слова были излишней скромностью. Рим надеялся именно на
проповедь Бернара. И знаменитый аббат с блеском оправдал эти ожидания. По
свидетельству католических летописей на граждан Тулузы слово Бернара оказало
огромное влияние. Мужчины и женщины плакали в церкви и публично каялись.
Странствие Бернара по земле Лангедока уподоблялось победному шествию
триумфатора. Бернар писал, что в Тулузе нет больше еретиков 128, а между тем их
оставалось слишком много. Но вследствие мер, принятых римской курией и местным
епископом, Генрих был снова схвачен и на соборе в Реймсе в 1148 году осужден на
пожизненное заточение. Вскоре после этого он умер.
Своим примером и деятельностью Генрих, естественно, должен был увеличить
число последователей евангелического учения. Сила оказанного им влияния
обнаруживается в том взгляде, который имели на него католические историки
Церкви. Петробрусианцев называли также ген-рисианами. В Генрихе совмещали все
еретические учения. Из него выводили всякое зло, всякую оппозицию католицизму.
В сущности это далеко не справедливо. Если, например, система Арнольда
Брешианского возникла под влиянием лангедокского реформатора??, то подобного
нельзя с сказать о различных ересях того же Лангедока. Догматика Генриха была
той же, за которую пострадал Петр де Брюи; он только обогатил и уяснил ее
проповедью, но не внес новых оснований. Доказательством того служит молчание
памятников. В них какое-то смутное, хотя и сильное, впечатление оставляет
личность Генриха; но они не знают, в чем, собственно, заключается ересь
знаменитого проповедника, хотя подробно передают все мелкие случаи его жизни,
особенно указывая на дружественные отношения с Петром де Брюи и на сходство
учений того и другого. На самом деле в Генрихе в совершенстве воплотилась
религиозная мысль так называемых вальденсов, названных по имени своего
непосредственного учителя, но в сущности наследников Петра и Генриха. Говоря о
догматике вальденсов, мы должны помнить об учении их отдаленных
предшественников.
Когда явился Петр Вальдо, бедняк Лионский??, память о Генрихе уже начинала
исчезать, о нем знали только по славному преданию. Оттого реформу Петра и
Генриха связали с именем Вальдо. Это было в конце XII века, на том же Юге, где
так развита была ересь катаров, хотя название последних куда больше могло
подходить к последователям евангелического учения. Впечатлительную натуру
Вальдо увлекала непреклонная верность евангелическому догмату в последователях
Генриха. Богатый Лионский негоциант, Вальдо из любви к Богу и ближним распродал
и роздал все свое имущество и стал «нищим во Господе».
Фамилия Вальдо встречается издревле, но так как два документа показывают
существование имени вальденсов еще появления упомянутого Вальдо, то возможно
принять «нение Мютона о том, что благодаря торговым сношениям Петр имел случай
заимствовать идеи петробрусианских обитателей долин Пьемонта (именовавшихся
Vallenses, Valdenses) (129). Добровольно сделавшись нищим, Петр посвятил себя
проповеди Евангелия. Его сильно беспокоила мысль о недоступности святого
Писания для верующих.
Провансальский перевод Евангелия ходил по рукам, старательно распространяемый
катарами. Пророков и Деяния апостольские Петр Вальдо перевел сам, при помощи
католического священника Стефана со многими местами из святых Отцов, дабы
убедить, что его учение вовсе не новое, а издревле было принято христианской
Церковью. Он начал толковать Евангелие на улицах Лиона, народ осаждал его на
площадях. Архиепископ запретил ему проповедь, но Петр лично оправдался перед
ним и вернулся в Лион. Папа полагал, что это совершенный глупец, который не
может отличить «credere aliquid» от «credere in aliquid»??. А он между тем
продолжает говорить, что в деле религии надо повиноваться одному Богу, а не
людям, что Церковь римская отказалась от истинной веры и от учения Христова и
стала блудницей вавилонской и той бесплодной смоквой, которую некогда проклял
Иисус и повелел уничтожить. Он учил, что не следует повиноваться ни папе, ни
епископам, что католические монахи ведут дьявольскую жизнь, что их обеты
целомудрия — только предлог позорить юношей, что латинские священники носят на
себе все следы зверя, упоминаемого в Апокалипсисе. Он отрицал чистилище, обедню,
святых, молитву за усопших, называя все это изобретением сатаны.
Его проповедь наделала в городе много шума. Народ увлекся новой верой,
многие перестали посещать Церкви — этих людей охватила жажда узнать истинное
Евангелие.
«Большие и малые, — говорится в лето
|
|