Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История Франции :: Николай Осокин - ИСТОРИЯ АЛЬБИГОЙЦЕВ И ИХ ВРЕМЕНИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 184
 <<-
 
иси, — мужчины и женщины дни и ночи стали 
проводить в том, что учили, учились и учились».
      Работник, натрудившись днем до усталости, ночью слушал или читал 
Евангелие. Другой переплывал в бурю реку, чтобы прочесть приятелю главы Писания.
 Были и такие, которые знали наизусть многие места из Нового и Ветхого Заветов. 
Дух искания, появившийся в народе, смутил католические власти. Архиепископ 
Лионский (Jean de Belles-Maison), видя, что и вельможи и бедняки оставляют 
католичество, донес Риму. Уже в 1179 году на латеранском соборе Петр был 
объявлен еретиком, а позже, в Вероне, в 1184 году Луций III предал его анафеме 
вместе с последователями, коих велел изгнать из лионской епархии.
В 1188 году Вальдо уже не было в Лионе, он ушел во Фландрию. В Пикардии он имел 
особенный успех, торговцы и богачи шли по его стопам. Филипп Август в одном из 
своих походов во Фландрию разорил до трехсот еретических семейств. Из Пикардии 
в 1197 году Петр и его ученики направились в Германию и Богемию; здесь 
вальденсов прозвали пикардами. Всюду гонимые, преследуемые, ограбленные, они не 
находили себе приюта, пока не рассеялись ., в долинах Пьемонта, где и прежде 
было немало последователей Вальда. Здесь они занимали дистрикты собственно 
Прованса (долины на западных склонах Приморских Альп: Pragela, Meane, Matthias, 
маркизатство Салуцкое) и Пьемонта (долины на восточных склонах Keiras, Cezane, 
Freisiniers, Val Louise, Suse и др.), где пережили все другие ереси и даже 
Реформацию, навсегда сохранив свое отдельное существование??. Дальнейшая участь 
их вождя осталась  неизвестной.
К вальденсам примкнули все секты, исповедовавшие чисто евангелическое учение. 
Именем Вальдо стали обозначать петробрусианцев, генрисиан, сперонистов, лионцев 
и прочих. Религия вальденсов всегда была символом протеста против католичества. 
Благоприятные политические условия страны, в которой они поселились, 
способствовали сохранению не только чистоты учения, но даже его литературных 
памятников. Как последние были совершенно затеряны у катаров, так они вполне 
сохранились в долинах Пьемонта с самого первого появления петробрусианства. 
Когда во время возобновившихся гонений в XVII веке им стало грозить истребление,
 самые важные рукописи были переправлены в Англию к Кромвелю, который считался 
главой и покровителем протестантства («capo e propettore», по словам 
венецианских реляций). С 1658 года они хранятся в библиотеке Кембриджа. Это 
множество памятников богословского, назидательного, исторического, обрядового и 
чисто поэтического характера. Частью целиком, частью в извлечениях, они, как и 
остальные документы, перепечатаны в книгах двух гугенотов Лежера и Перрена. 
Теперь эти издания довольно редкие, но они имеются в библиотеке Казанского 
университета (130).
Поэтому, в противоположность катарам, в материалах для всестороннего изучения 
религии вальденсов нет и никогда не было недостатка. Мы имеем Катехизис, «Книгу 
добродетелей», заключающую в себе объяснение заповедей; «Сокровище веры» — 
толкование молитвы Господней; «Духовный альманах» — их нравственный 
практический кодекс; «Книгу о дисциплине», написанную с той же целью и еще 
более обстоятельной разработкой; такого же направления дидактико-историческую 
поэму под заглавием «Благородное поучение» («La Nobla leycon») — 
замечательнейший памятник между всеми и по полноте изложения правил 
практической нравственности, и по художественности исполнения; наконец, книгу о 
Таинствах и множество других.
      
      Вероучение вальденсов
      
«Исповедание веры» в ранней редакции компактнее всего передает нам ту 
евангелическую религию, которую исповедывали как ученики Вальдо, так и его 
предшественники XII столетия. Прежде, полагаем, следует указать на отличие и 
несходство в учениях катаров и вальденсов. Первые верили в двух богов, доброго 
и злого; вальденсы признавали только одного, который создал вселенную. Катары 
отрицали Троицу, а «Благородное поучение» с первых же строк прославляет ее.
В поэме «Вечный Отец» написано: «Ты, единый в трех, напиши на челе моем имя 
твоей троичности».
      Догматика вальденсов в этом вопросе была безупречно католической, даже 
Духа Святого они считали исходящим от Отца и Сына??. Троица именуется, говорит 
их катехизис, вследствие различия лиц, но не в смысле сущности Божества, ибо, 
будучи в трех лицах, она не перестает быть единым существом. Катары принимали 
разницу между Духом Святым, Утешителем, Верховным Духом, а вальденсы — нет.
Они отрицали свободную волю, а «Nobla leycon» говорит об Адаме: «Бог 
предоставил ему на волю поступать хорошо или дурно» (131).
      Тем более вальденсы не разделяли учений крайних и умеренных катаров о 
природе человеческого существа, о небесных и земных телах, о количестве душ и 
их переселении. У них не было столь сильной антипатии к Ветхому Завету, о 
котором они отзывались не без сочувствия, они не принимали только те книги 
Ветхого Завета, достоверность которых была сомнительна даже для господствующей 
Церкви. Воплощение Спасителя они признавали и формулировали догмат точно так же,
 как и католики.
      Лучше всего уясняется compendium их религии из упомянутого «Исповедания 
веры». Вот содержание этого памятника в дословном переводе: «Мы веруем и твердо 
уповаем во все то, что содержится в двенадцати членах Символа, называемого 
апостольским, и считаем за ересь все, что противоречит и что не подходит к этим 
двенадцати членам. Мы веруем в Бога Отца, Сына и Святого Духа. Мы считаем за 
святое Писание, за каноническое, книги святой Библии (132). Все 
вышеперечисленные книги говорят, что Бог всемогущ, премудр, всеблаг, все 
соделавший своей благостью. Ибо он создал Адама по своему образу и подобию, но 
завистью дьявола и непослушанием сказанного Адама грех вошел в мир, и мы стали 
грешниками в Адаме и Адамом. Христос завещал отцам, которые получили закон, 
чтобы, сознав сердечно свои прегрешения, недостаток истинной правды, свою 
слабость, они просили бы пришествия Христа. Христос, рожденный во в
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 184
 <<-