Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История Франции :: Николай Осокин - ИСТОРИЯ АЛЬБИГОЙЦЕВ И ИХ ВРЕМЕНИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 184
 <<-
 
ации, простираются в глубь XII 
столетия. Богомилы называли себя также и греческим словом «катары», тем именем, 
которое, как мы видели, еще с первых веков христианской веры прилагалось ко 
всем движениям, имевшим одним из требований к своим участникам воздержание. 
Чтобы жизнь вполне соответствовала такому названию, дух должен осуществить 
полную победу над грубым материальным бытием, победу над дьяволом, который 
хочет быть совершенно равным Богу. Признание Нового Завета, переведенного с 
греческого текста на славянский, отвержение Ветхого, как изобретения 
дьявольского, общедоступная проповедь на отечественном языке, отрицание 
Крещения и Причастия, мысль, что Христос имел только видимое тело, неприятие 
образов и креста, соблюдение неко-торых практических обрядов — все это 
связывало богомильство с предшествовавшими ему манихейством и восточным 
павликианством, из которых оно органически развилось.
      Собственно богомилами выработан обряд возложения рук для сообщения Духа 
Святого, впоследствии заимствованный у них альбигойцами (consolamentum). 
Фактическое разделение сектантов на два толка, безусловного дуализма и 
смягченного, повторилось в непосредственной истории собственно альбигойцев.
      Уже Зороастр, как было замечено, решился смягчить не-утешительную, 
фатальную основу дуализма иранских магов. Он полагал, что искони существовало 
только одно божество, которое произвело из себя Христа и Сатанаила, доброе и 
злое начало. Сатанаил создал первого человека и весь видимый мир, Христос же 
открывает человеку путь к спасению.
В Болгарии манихейство и павликианство, существовавшие издавна, получили 
самостоятельное развитие. Это были две Церкви, которые инквизитор Райнер 
считает отдельны- ми в ряду прочих Церквей, исповедовавших катарство. По 
предположению некоторых русских ученых, их самостоятельность доходила до того, 
что еретики имели даже особую азбуку, так называемую глаголитскую, которую 
будто бы они изобрели еще в IX столетии вместе со своим вероисповеданием, 
враждебным греческому. Это предположение принадлежит «к числу вопросов пока 
безответных, однако же возможных для филологии славянской»59.
Двумя сказанными толками не ограничивались Церкви еретиков Балканского 
полуострова. Как ни неохотно говорит о них католический монах, он находит, 
однако, необходимым насчитать число всех дуалистических Церквей, современных 
ему, до шестнадцати. Необходимо заметить, что вся разница ограничивалась одной 
местностью, что внутренних различий в большинстве случаев не существовало. Из 
слов Райнера видно, что многие из этих Церквей существовали еще и в его время 
между славянами и греками. Это были: Церковь Славянская, Церковь Латинская 
Константинопольская, Церковь Греческая Константинопольская (со знаменитым 
патриархом Никитой, ставившим в XII столетии епископов альбигойских епархий), 
Церковь Филадельфийская Римская, Церковь Болгарская, Церковь Дуграницкая60. Две 
последние, послужившие, по словам Райнера, источником всех последующих 
дуалистических вероучений, и обозначают смягченный и крайний толки 
богомильского учения или славянского катарства, что, по нашему мнению, 
равнозначно. Слово же «Дуграницкая» обозначает, судя по всему, область 
Дреговичей. Место, где жили последние — в Македонии около Солуня и во Фракии 
вокруг Филиппополя, — достаточно объясняет крайности их философской системы (в 
отличие от других богомилов, чье название «кон-корецкие» идет от далматинского 
города Горице). Павликиане селились и проповедовали в этих местах с давних пор, 
сюда они принесли свой жесткий, безотрадный взгляд на мир, сюда насильственно 
их переселяло греческое правительство, к вреду государственной религии. Здесь 
павликиа-не внедрили фантастичный дух восточных систем, оставивший столько 
следов в истории ересей.
      Неизвестно, каковы были первоначальные верования болгарских дуалистов, но 
несомненно, что исторические источники застают их в видоизмененном облике. 
Воображение играет большую роль в этой богословской эпопее славян 61.
      Злое и доброе начало богомилы, будучи в массе своей умеренного толка, 
считали порожденным от высшего, особого верховного Существа и притом так, что 
Сатанаил был старшим его сыном, а Иисус — младшим. Все вместе они составляют 
Троицу, над которой витает еще вторая, явно гностическая, из Бога, Слова и Духа 
святого. Троица столь же духовна, как и само Существо, которое пребывает 
бестелесным, но человекоподобным. Сатанаил властвует над миром видимым. Полный 
гордости, он возмутил ангелов против Бога, отца их, и последний принужден был 
низвергнуть дерзких с неба. Сатанаил только этого и ждал. И вот он, довольный 
видимым успехом своих замыслов, основывает из новых подданных новое царство, 
мир телесный. Из материи, при помощи земли и воды, он создает Адама. Первый 
человек уперся ногой в землю, и из ноги его истекла влажность, принявшая форму 
змея, затем потек духовный эфир, но свойства нечистого; Сатанаил думал обратить 
его на человека, но он попал в змея. Тогда Сатанаил обратился с молитвой к 
верховному Богу и просил его дать ему для человека одну из запасных душ; потом 
понадобилась еще одна для Евы. Но прежде чем допустить Адама до Евы, Сатанаил 
сам совокупился с ней. Сын Евы Каин и дочь Каломена были плодом этого 
совокупления; в них семя великого нечестия. От Адама Ева родила Авеля. Если 
тело людей губительно, то в душах наследственно продолжает присутствовать часть 
небесного эфира, как ни старается мрачный Сатанаил ввести род человеческий в 
гибельное падение.
Верховное Существо сжалилось над людьми. Господь послал другого сына своего, 
Христа, чье имя Слово или архангел Михаил. Он вселился в одного из ангелов, в 
Марию, и, пройдя через ее ухо, как говорит тот же Евфимий, остался чист и свят 
по-прежнему, с тем же небесным, призрачным телом, чуждым земных ощущений, какое 
было у него всегда. Он погиб ради спасения людей, долго гоним
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 184
 <<-