Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История Франции :: Николай Осокин - ИСТОРИЯ АЛЬБИГОЙЦЕВ И ИХ ВРЕМЕНИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 184
 <<-
 
характера откровения Божества. Мимикрия гностицизма под христианство началась 
только во II столетии, однако точно так же в это время гностицизм принимает 
отдельные стороны античного философствования, египетской религии и зороастризма.
 В этом столетии граница между гностицизмом и христианством тонка, порой до 
неуловимости. Можно вспомнить, например, что катализатором процесса собирания 
Нового Завета стал гностик Маркион (а скорее христианин-«паулист», то есть 
признававший исключительный авторитет апостола Павла). Христианство 
самоопределяется в догматическом и церковном смысле именно во время полемики II 
столетия, причем принимает некоторые идеи, впервые высказанные гностиками. Из 
большого количества литературы порекомендуем следующие книги на русском языке: 
Послов М.Э. Гностицизм II  века и победа христианской религии над ним. Киев, 
1917. Трофимова М.К. Историко-философские проблемы гностицизма. Москва, 1979. 
Хосроев А.Л. Александрийское христианство поданным текстов из Наг-Хаммади. I 
Москва,  1991.
          ?? , Симон Маг и Менандр происходили из Самарии. Маркион же, например,
 происходил из Малой Азии, из Синопа. Полем деятельности Кердона и Маркиона 
преимущественно был Рим.
          ?? Автор базируется на истолковании учения Сатурнина Епифанием, в то 
время как по древнейшему ересиологу Иринею Лионскому у Сатурнина, как и у 
большинства гностиков, нет строгого «манихейского» дуализма. Происхождение зла 
объясняется как ошибка, зависть, отпадение неких созданных Богом сущностей (в 
данном случае — ангелов), в свою очередь создавших человека.
          ?? То есть «хлебоедцы». Автор перечисляет секты по изложениям у 
поздних латиноязычных («малых») ересиологов.
          ?? Адамиты почитали носителем откровение Адама, николаиты (одна из 
древнейших сект, что видно по Апокалипсису Иоанна) вели свое учение от диакона 
Николая — одного из диаконов, поставленных еще апостолами.
          ?? Перечисляются иудеогностические учения (каиниты, сефиане), в 
которых носителями Откровения почитались различные персонажи Ветхого Завета.
          ?? Еще раз повторим: дуализм был характерен для манихейства, но не 
для гностицизма I—II веков.
          ?? Новатиан — представитель крайнего крыла христианского духовенства, 
возражавшего после гонений императора Деция в 251 году против возвращения в 
церковь людей, смывших с себя крещение.
          ?? Движение донатисгов (от имени карфагенского епископа Доната) 
возникло в 311 году под лозунгами, схожими с лозунгами новатиан.
          ?? Перечисляются секты первой половины II столетия, названные либо по 
их создателям, либо («архонтики») по тому, что они разделяли Бога-Создателя и 
Архонта, правившего созданным миром.
          ?? Автор смешивает собственно гностических авторов — Валентина, 
Кар-пократа, Гераклита, Патрикия — и христианских учителей II—III вв. (Ори-ген, 
Павел из Самосаты), создавших концепции, которые позже были отвергнуты 
ортодоксальным христианством. Что касается влияния неоплатонизма на Оригена, то 
оно не имело места совершенно — уже хотя бы потому, что Ориген умер в 254 году, 
когда римский кружок Плотина, основателя неоплатонической концепции, только 
создавался.
          ?? Люди божьи (христововеры, хлысты) — одна из форм старого русского 
сектантства, возникшая в последней трети XVII века в крестьянской среде. 
Основателем секты считается костромской крестьянин Даниил Филиппович. Для 
идеологии христововеров характерна проповедь аскетизма, вплоть до отказа от 
семьи и брака. Последователи учения объединились в общины (так называемые 
«корабли»), во главе которых стояли «христы» или «богородицы», — по учению 
христововеров, Христос может вселиться в каждого верующего. Христововеры 
отвергали церковь, Священное Писание, во имя Святого Духа, который, по их 
мнению, может снизойти на каждого. Ради последнего и совершались так называемые 
радения (то есть коллективные моления), представлявшие собой пляски с 
самобичеванием, глоссолалиями и пророчествами. — Примечание К. Е. Нетужилова.
          ?? Автор рассказывает совершенно баснословную историю жизни Мани. 
Известно, что последний родился в 216 году в знатной парфянской семье, 
проживавшей в Вавилонии. Здесь он пребывал в иудео-христианской секте 
элкасаитов, где и познакомился с гностическими учениями. Влияние зороастризма и 
буддизма на него относится к более позднему, зрелому периоду. В северной Индии 
и Средней Азии Мани был дважды, но уже как проповедник собственного учения, а 
не как ученик. Что касается «древних магов», чей дуализм он якобы проповедовал, 
то нужно сказать, что дозороастрийские верования иранских ариев, судя по всему, 
были близки индоарийским с их разделением асуров и левов по функциям и 
космогоническому старшинству, но не с точки зрения моральной оценки. Таким 
образом, строгий дуализм «древних магов» — преувеличение.
          ??  Благой и злой боги зороастризма.
          ?? Плерома — «полнота» (греческое), идеальное место, в котором 
находятся в
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 184
 <<-