Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История Франции :: Николай Осокин - ИСТОРИЯ АЛЬБИГОЙЦЕВ И ИХ ВРЕМЕНИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 184
 <<-
 
новым операциям. Он понимал, что 
значат эти манифестации, эти изъявления преданности, быстро заявленные на всех 
концах Юга. Этот энтузиазм был как бы народным протестом на решения 
латеранского собора, протестом горячим и неподдельным. Протестом массовым и 
потому опасным.
И понятно, почему Раймонд и де Фуа возбуждали своим появлением энтузиазм в 
Марселе и далее, при своем появлении в Авиньоне, Бокере; почему их имя было так 
популярно во всех концах Юга, и особенно популярно именно теперь, когда Церковь 
поработила Юг. С их именем соединялось понятие о национальности, о цивилизации, 
о просвещении, о всей прелести местной жизни. Монфор же и его французы были 
олицетворением победителей, насилия, жестокости и алчности.
Если бы подчинение Лангедока французам совершилось путем мирным, (например, 
браком), то не было бы той причины к ненависти и национальной вражде, следы 
которой можно открыть еще по настоящее время. Эта вражда обрекла побежденных 
оказывать долгое, но бесполезное сопротивление, а победителя презирать все, 
составлявшее достоинство и блеск местной цивилизации. Тогда бы южные гуманные 
нравы, высокая степень общежития, провансальская образованность, промышленность,
 торговое движение Лангедока могли бы скорее оказать благотворное влияние на 
северную Францию. Тогда бы от тесного взаимодействия жизни, от мирного общения 
культур Франции и Прованса значительно ускорился бы ход истории. Сирвенты и 
горькие стансы южного трубадура поставили обе нации в недоверчивое, 
подозрительное и враждебное отношение друг к другу.
Следствия этой враждебности в ее политических и литературных фактах, 
пронизывающие всю позднейшую французскую историю, проявятся в свое время, при 
дальнейшем изложении «Истории альбигойцев», во втором томе этого труда. Но и 
теперь, не забегая вперед, можно продемонстрировать эту национальную оппозицию, 
вошедшую в кровь провансальцев после походов Монфора. 
По смыслу и содержанию событий, ненависть провансальцев (безразлично — 
альбигойцев или католиков) должна была столько же, если не более, обращаться 
против французов, сколько против римского католического духовенства, 
управлявшего крестовым движением. Насколько сильно было оппозиционное движение 
между трубадурами, видно из того, что легат Арнольд еще в самом начале походов 
оказался вынужден официально запретить писать стихи против папы и крестоносцев. 
Несмотря на то, Бернар Сикар не может скрыть чувств патриотической скорби в 
самую ужасную для южан минуту, в дни безьерского погрома.
«Не проходит часа, — поет он в 1209 году, — чтобы озлобление не овладевало 
мной; ночь проходит в воздыханиях, во сне и наяву те же стоны. Куда бы ни 
обратились глаза мои, везде я вижу куртуазность, низко попранную французами. О, 
Боже! Есть ли какая жалость в этих людях? Они яростно кидаются грабить; есть ли 
у них какое право на это? О Тулуза, о Прованс, о земля Ажена! Безьер, 
Каркассон! Чем вы были и что стали теперь?»
Со злой иронией тот же поэт обращается к духовенству:
«Прелаты Франции, чудную правду я должен поведать о вас, и если бы можно, то я 
готов дважды подтвердить ее. Вы избрали выгоднейший путь и прекрасно поучаете 
нас. За такие хорошие примеры мы вознаграждены по заслугам Не правда ли, ведь 
вам ничего не надо для себя; вы жерт вуете всем; у вас нет никаких желаний; 
самые тяжелые лишения кажутся нипочем вам; ведь вы не знаете грязной гнусности 
разврата... Да хранит нас Бог от того, чтобы высказать про вас всю правду!» 107
Торжество Монфора было торжеством клерикальной партии. И потому правы были 
голоса трубадуров-обличителей, когда они горячо говорили:
«Попы теперь хватают все своими руками, хотя бы это им самим стоило несчастий. 
Вселенная в их руках, они еде лались ее властителями. Грабители относительно 
одних, щедрые к другим, они пускают в ход индульгенции, лице мерят; одних 
обольщают Богом, других дьяволом» 108.
Но какова участь несчастных феодалов-рыцарей? Не когда люди сильные, они 
позволили себе сочувственно смотреть на альбигойцев и потому теперь лишились 
всего. Они дорого заплатили за свои религиозные убеждения или, точнее, за свой 
религиозный индифферентизм. Оставленные под подозрением, они должны были 
считать милостью со стороны легата Петра (кардинала капуанского) само 
пребывание в отечестве. Легат отнял у них замки и дозволил им избрать свободное 
местопребывание, с тем чтобы они не въезжали в укрепленные города и не носили 
оружия. Для отличия от простолюдинов им дозволялось иметь одну шпору и ездить 
только на ослах. Но люди, столь униженные, тем не менее оставались самыми 
популярными.
Вид страны в 1216 году переменился. Наступило мрам ное затишье, обычной 
веселости не стало. Везде обоюдное недоверие, монастырские уставы, предписанные 
памьерскими статутами, сделались обязательными, куртуазность забыта, торговля 
пришла в упадок. Экономический кризис оказывал самое губительное и решительное 
влияние на жизнь граждан; трубадуры молчат, как бы ожидая случая призвать народ 
к восстанию. Тулуза, до сих пор спасавшаяся от разорения, порабощенная, теперь 
замерла в бессилии. Ее новый граф пока не приносил присягу — она была дана лишь 
в августе 1216 года. Некоторые города, множество замков и деревень претерпели 
все ужасы штурма и расправы жестокого победителя.
Государем этой страны был Монфор. Как один из баронов французских, он считал 
своим сюзереном короля Франции, которому в апреле 1216 года принес формальную 
присягу. Филипп Август пока довольствовался феодальным правом, предоставляя 
своим наследникам быть непосредственными государями Юга. Он, не принимавший 
участия в крестовом походе и довольно равнодушный к интересам Церкви, признавал 
земли «своего возлюбленного и верного графа» отнятыми от еретиков и врагов 
Церкви Христовой. 109
Необходимо заметить, что эта присяга была результатом происков местного 
французского духовенства. По на
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 184
 <<-