|
пием
Королевства. [234] Однако, сделавшись магистром, он стал ожесточенно бороться
против королевской власти, что повлекло за собой скверные последствия для его
ордена. Непримиримость магистра привела к тому, что в течение нескольких лет
орден Храма утратил весь свой дипломатический авторитет.
В 1172 году Старец Горы, глава таинственной секты исмаилитов,
обосновавшейся на отрогах Ливанских гор, направил своих посланников к
иерусалимскому королю, предлагая союз против сарацин; он также изъявлял желание
стать христианином вместе со всеми своими последователями. И мусульмане, и
франки побаивались Старца Горы и страшились вылазок его невидимых
убийц-ассасинов, [*1] решавших все вопросы с помощью отравленных кинжалов.
Покушения не угрожали лишь тамплиерам и госпитальерам. "К чему убивать их
магистра, - говорили исмаилиты, - если они поставят на его место другого?"
[235] И вот, когда Амальрик без колебаний принял предложения Старца Горы и
отправил посланцев с письмами и подарками этому шейху, тамплиеры по дороге
напали на них и перерезали всех.
Мотивы убийства неизвестны. Но в условиях, поставленных Старцем,
предусматривалось, что тамплиеры прекратят собирать подати на территории
исмаилитов. Амальрик согласился и обещал рыцарям возместить ущерб. Однако не
преследовали ли действия Старца иной цели, кроме избежания этих налогов, не
были ли это попытки одурачить короля иллюзорными обещаниями? Трудно вообразить,
чтобы шейх и его фанатичные ассасины массами обращались в христианство, и
тамплиеры, возможно, ощущали тот же скепсис, что и мы.
Амальрик, возмущенный и встревоженный, принес извинения Старцу Горы, тут
же позабывшему свои планы союза и обращения, - и потребовал у магистра ордена
Храма выдачи виновных. Одон ответил, что убийцей был некий брат Готье дю
Месниль, рыцарь одноглазый и тупой, которого будет судить его капитул; но
передать его в руки королевского правосудия он отказывается. Вслед за тем
Амальрик с несколькими отрядами осадил командорство Сидона и захватил самого
брата Готье. Одновременно король поведал Гийому Тирскому, что намеревается
укротить орден Храма, независимость которого начала угрожать королевству; и
только внезапная смерть его помешала осуществить эти планы, имевшие бы весьма
серьезные последствия для Дома. [236]
Отказываясь выдать убийцу, брат Одон, вероятно, покрывал того, кто только
повиновался его приказам. Но одновременно магистр ордена Храма вступил в борьбу,
во всей Европе разделявшую власти духовные и светские в отношении к преступным
клирикам. Клирик, виновный в убийстве или воровстве, - подлежал ли его
проступок исключительно церковному суду? Именно в этой проблеме - глубинная
причина непримиримого спора между Генрихом II Английским и Томасом Бекетом,
закончившегося убийством архиепископа на ступенях алтаря Кентерберийского
собора в этом же, 1172, году. Когда Одон де Сент-Аман захлопнул врата своих
командорств перед королевским правосудием, он действовал в том же духе, что и
Бекет; тем не менее церковные привилегии и военная мощь ордена Храма тревожным
образом дополняли друг друга, и магистр более дальновидный, чем Сент-Аман,
поостерегся бы ускорять конфликт, в котором Дому предстояло потерять все.
В магистерство Одона де Сент-Амана рыцари ордена Храма и госпитальеры св.
Иоанна, всегда завидовавшие друг другу, наконец довели свои отношения до бурной
ссоры. Но, кажется, магистры обоих орденов осознали, что подобная борьба
неуместна, так что с одной стороны брат Одон и Роже де Мулен - с другой
выработали условия, которые следовало рассмотреть прежде всего трем братьям из
каждого ордена, выбранным командорами Домов; если же они не придут к согласию,
должно было воззвать к общим друзьям и в конце концов - к магистрам, которым
направят письма, разъясняющие суть спора. "И если какой-нибудь брат - от чего
сохрани Бог - нарушит это соглашение и этот мир, знайте, что он нарушит приказы
Дома и Иерусалимского капитула и принести повинную за это он сможет, только
явившись пред магистром и его капитулом в Иерусалиме". Александр III
ратифицировал договор 2 августа 1179 г. [237]
События, последовавшие за смертью Амальрика I в 1174 г., разворачивались
по образцу рыцарского романа. Потеря Святого Града инспирировала многочисленные
драматические повествования, и творчество хронистов породило различные
комментарии. Наша же цель - лишь определить степень ответственности тамплиеров,
описав их действия во время разгрома.
Амальрик оставил наследником мальчика тринадцати лет, уже пораженного
неизлечимой болезнью - проказой, и двух маленьких дочерей. Регентство было
возложено на графа Раймунда III Триполитанского, кузена (с материнской стороны)
покойного короля. Поскольку в Святой Земле было возможно наследование по
женской линии, Раймунд мог считать для себя возможным претендовать на трон
Иерусалимского королевства. Амальрик, вероятно, относился к нему с ревностью,
поскольку допустил, чтобы тот оставался в темницах Алеппо в течение восьми лет
после поражения при Хариме (1164). Граф Триполи воспользовался своим пленением
для учения, он бегло говорил по-арабски и читал по-латыни. По возвращении в
христианский мир он женился на принцессе Эшиве Галилейской, принесшей в
приданое свой фьеф, один из наиболее значительных в Святой Земле, с
Тивериадским замком на Генисаретском озере.
К тому времени из Палестины прибыл за удачей странствующий рыцарь из
фламандской семьи, по имени Жерар де Ридфор. Он привлек внимание графа Раймунда,
который, сблизившись с ним, назначил его маршалом Иерусалима. Граф даже
пообещал при первой же возможности подыскать ему богатую на
|
|