|
захватить его, когда оно опущено, чем когда поднято,
а люди, которые теряют свое знамя, впадают в великую растерянность, и сие
может обернуться к полнейшему разгрому.
В другом месте в статутах говорится, что брат, рыцарь или сержант
монастыря может просить разрешения об отступлении, если он ранен, и что сержант,
"ежели окажется без железных доспехов", может поступить так же, даже если он
здоров. "Но брат-рыцарь поступить так не может <...> ибо он не должен покидать
знамя ни по какой причине". Если же из-за внезапной атаки ни рыцари, ни
сержанты не успели надеть доспехи, они должны держаться вместе и "вместе
принять то, что Богу угодно будет им послать".
Рыцарь, оказавшийся в сражении отрезанным от своих братьев по оружию,
присоединяется к первому же знамени, которое увидит поблизости, желательно к
знамени госпитальеров. В случае поражения он не покидает поля битвы, покуда
остается поднятым христианское знамя. Если же оно "склонится в поражении", то и
рыцарь может повернуть поводья и укрыться "там, где ему посоветует Бог".
Орденский округ во главе с администратором высокого ранга - бальи (от
старофранцузского baillir - править, управлять).
Исторический регион во Франции, в описываемый период разделенный между
герцогством Нормандским (находившимся в руках английского короля) и владениями
короля Франции.
Скрипторий - мастерская для переписки книг.
Приводимый далее перевод сделан довольно свободно. Ср. соответствующие
места в Вульгате (латинском каноническом тексте Священного Писания): "По смерти
Иисуса вопрошали сыны Израилевы Господа, говоря: кто возглавит нас против
хананеев и будет полководцем (букв.: "вождем войны") ...И сказал Иуда Симеону,
брату своему: войди со мною в жребий мой, и будем воевать с хананеями; и я
войду с тобою в твой жребий. И пошел с ним Симеон. ... И пошел Иуда с Симеоном,
братом своим, и поразили хананеев, живших в Сефате (Цефафе), и опустошили (букв.
: "умертвили") его... Иуда взял также Газу с пределами ее, и Аскалон, как и
Аккарон (Екрон), со своими рубежами": кн. Судей, гл. 1, ст.1,3,17,18. В русском
(синодальном) переводе Библии эти места переданы несколько иначе.
Destrier (фр.) - французский термин позднелатинского происхождения; букв.
"ведомый десницей", т. е. ловкий, умелый.
Печать предположительно датируется 1147 г,
К 1167 г. относится первое достоверно датируемое употребление такой
печати.
Ради оказания поддержки (лат.).
Пегое знамя (фр.).
Буквально переводится "в серебре черная глава" (фр.) - условная
геральдическая формула, обозначающая в данном случае белое знамя с широкой
черной полосой вдоль верхнего края. Известны, однако, изображения "пегого
знамени" ордена с иным расположением и соотношением черной и белой частей.
Быть впереди; выставлять авангард (фр.); букв. "образовывать острие"
(войска).
Сержантская шляпа, собственно говоря, - тот же самый легкий шлем без
бармицы - железная шапка, только с широкими полями.
Компанство - группа воинов, которые на биваке пользуются совместно котлом
и палаткой.
ГЛАВА Х
Потеря Иерусалима
О Доме ордена Храма нередко говорят как о абсолютно устойчивом институте,
политика которого никогда не менялась. Однако в этой политике можно проследить
личное влияние многих магистров.
Смерть Бертрана де Бланфора, отъезд Жоффруа Фуше оказались весьма
ощутимыми потерями для монастыря. Тамплиеры в течение некоторого времени будут
более склонны избирать магистров из людей, которые занимали высокие должности в
миру, нежели из рыцарей, возмужавших на службе Дому; подобная тенденция
возымеет пагубные последствия.
Преемником Бертрана де Бланфора был избран Филипп де Милли, сеньор
Наблуса. Новый магистр происходил из пикардийской фамилии, обосновавшейся в
Сирии. Он участвовал, как мирской рыцарь, в осаде Дамаска в 1148 г., и его имя
многократно появляется на страницах повествования Гийома Тирского. Он женился
на наследнице Заиорданской сеньории и впоследствии обменял этот слишком
незащищенный фьеф на земли Наблус близ Иерусалима. [229] Филипп стал тамплиером
после смерти жены, но кажется, лишь за несколько дней до своего восхождения к
магистерству. 13 августа 1169 г. он подписывает составленную в Наблусе
королевскую грамоту как Филипп де Наблус, не именуясь тамплиером, но уже 20
августа он величает себя Филиппом, магистром ордена Храма. [230] Довольно скоро
он слагает с себя эти обязанности, чтобы сопровождать короля Амальрика I в
Константинополь в 1171 г., и с тех пор теряется из виду. [231] Он умер 3 апреля,
в каком году - неизвестно. [232]
Почти совершенно неизвестен и его преемник Одон де Сент-Аман, разве что
по рассказу Гийома Тирского, который его ненавидел и не скрывал этого. "Это был
человек, из ноздрей которого вырывалась ярость, не боящийся Бога, не уважающий
людей", - пишет архиепископ. [233] Но высказывания этого летописца не всегда
объективны. Не без основания он питает недоверие к надменной независимости
тамплиеров, возомнивших, что им все дозволено; однако выражает и обычные
епископские жалобы, и даже зависть, вызванную неслыханными милостями, которые
Рим изъявлял ордену почти со времени его основания. Что касается тамплиеров,
французская версия "Истории Ираклия" не раз брала верх в проявлении злобы над
латинским текстом "Святой Истории". Тем не менее трудно не согласиться, что,
начиная с магистерства брата Одона, тамплиеры стали несносными и для светских,
и для духовных властей одновременно.
Сент-Аман был маршалом Иерусалима, затем - великим виноче
|
|