|
аляющих
железо доспехов.
В качестве кухонной утвари и посуды оруженосца каждый рыцарь имеет котел,
миску, чтобы отмеривать ячмень, сито, чтобы его просеивать. Прибавим еще две
чаши или кубка для питья, две фляги, ковш из рога и ложку. В дополнение к
этому - топор и терка, веревка, два хлыста (один - с петлей), три седельных
сумы, из которых две - для оруженосца; наконец, небольшая палатка - grebeleure,
и к ней впридачу молоток, чтобы вбивать колышки. Все снаряжение грузится на
вьючное животное.
Братья-сержанты имеют по одному коню, но снаряжение они получают "то же,
что и у братьев-рыцарей, за исключением палатки и котла". Они спят под открытым
небом и стряпают вместе. Вместо кольчуги сержанты носят полукольчугу, более
легкую - с короткими рукавами. Железная шапка, которую и сами рыцари находят в
Сирии более практичной, заменяет сержантская шляпа. [*12]
Сборник заканчивается перечислением некоторых частных деталей:
<...> Братья монастыря могут давать друг другу гарнаш, который они
проносили год, старую котту, и старую тунику, и рубашку со штанами, и короткие
сапоги, и фонарь, если они сумеют его сделать, и ремень из замши или кожи козы.
И если какой-либо оруженосец расстается со своим сеньором, хорошо прослужив
свой срок в Доме, его сеньор не должен ничего забирать из одежды, которую бы он
ему выдал, за исключением гарнаша, которому год; и он может ему отдать ту
старую, которой два года, если тот пожелает.
"Ни один брат не должен подтягивать в сторону свободного конца ни путлищ,
ни портупеи, ни пояса штанов; но он может делать сие без разрешения в сторону
пряжки [т. е. ослаблять ремни]". Это предписывалось, чтобы не допустить
непроизвольного разрыва ремня.
Ни один брат не должен ни мыться, ни пускать себе кровь, ни лечиться, ни
отправляться в город, ни скакать на коне галопом без разрешения; и туда, куда
не может идти он сам, не должен он направлять и своего коня. Когда братья
находятся в опочивальнях, они не должны переходить спать в другие места. И
когда они стоят лагерем и их палатки натянуты, они не должны передвигаться с
одного места на другое без разрешения. Никто не должен уходить к стоянкам мирян
или священников без разрешения, разве что они стоят веревка к веревке около
госпитальеров.
Но им позволено устанавливать палатки попарно, с поднятыми полотнищами,
чтобы высвободить побольше места.
Далее в "Своде" приводятся сведения о трех других должностных лицах
ордена: туркополье, подмаршале и знаменосце.
Туркополье, под верховным командованием маршала, командует всадниками из
местных, наемниками ордена Храма, при доспехах и без доспехов.. Братья-сержанты
также подчинены его власти, но только в военное время. Именно он ведет
разведчиков во главе отряда, и тогда ему предоставляют эскорт рыцарей. [222] В
битве туркополье строит своих всадников по отрядам и ждет приказа магистра или
маршала, прежде чем послать их в атаку. Согласно "Своду", братья окружают
сержантов, и, "сдвинув и выстроив, ведут братьев-сержантов так красиво, как
только возможно, и если у братьев окажется нужда в помощи, сержанты смогут
пособить".
Подмаршал, как и знаменосец, брат-повар монастыря, кузнец монастыря и
командор порта Акры - все пятеро сержанты, каждый имеет право на двух коней и
одного оруженосца. Они обязаны содержать в порядке мелкую утварь, старые седла,
бурдюки, кувшины, ведра, копья, мечи, шлемы, старые турецкие доспехи и арбалеты,
старые чепраки под седла. "А из иного, тяжелого снаряжения у подмаршала ничего
не выдается". Все братья-ремесленники маршальского склада находятся под его
командованием. Он определяет им место службы Дому и отпускает на прогулку в
праздничные дни из одного командорства в другое. Он также отвечает за сменных
лошадей. В отсутствие маршала ему подчиняется знаменосец. [223]
У знаменосцев в подчинении все оруженосцы Дома. Знаменосец ведет их в бой,
поощряет за примерное поведение, проводит капитул, чтобы осудить их ошибки, и
велит их сечь, если они не повинуются. Он распределяет среди них солому [для
постели?], башмаки и ячмень и выдает им плату, когда они отслужат свой срок.
И если братья сообща посылают своих животных и конюших на пастбища Дома,
или на травы, или на прочие выпасы, знаменосец должен их отвести и привести
назад стадом, с пегим знаменем впереди. И во всякое время и во всяком месте,
где оруженосцы и братья в монастыре едят, знаменосец должен присматривать за
столом <...> Когда братия монастыря едет в поход, знаменосец должен следовать
за знаменем, которое он велит нести оруженосцу, и должен вести отряд таким
образом, чтобы магистр смог отдавать ему приказы. [224]
В час битвы, когда тамплиеры стремительно атакуют, оруженосцы, ведущие
сменных лошадей, следуют за своими сеньорами; прочие принимают лошадей, которых
рыцари только что сменили на боевых, и остаются подле знаменосца; последний
выстраивает и ведет их "после тех, кто в первых рядах, насколько возможно
красивее, раньше и лучше, шагом или иноходью, или как ему заблагорассудится".
Некоторые сведения о туркополах содержатся в другом источнике. [225]
Туркополов нанимают за три золотые монеты в год. Зимой туркополье выдает им
гарнаш, котту, штаны и старый плащ - покрывать коня. "А летом он также может
подавать им милостыню". Если они наняты за одно жалованье, то приходят только
со своей сбруей, если же получают жалование и restou, - то и со своим конем.
Restou представляет собой страхование жизни животного, но величина возмещения в
случае гибели последнего не должна быть меньше стоимости коня.
Когда тамплиеры разбивают лагерь, то прежде всего определяют место для
часовни. Круглый ша
|
|