|
добычи, взятой на войне по
ту сторону реки Иордан, добычи, которая принадлежит командору Королевства,
командор Града должен иметь половину. Но от добычи по эту сторону реки он не
берет ничего <...>
Это снова позволяет датировать "Свод" временем до 1187 г., ибо добыча,
захваченная за Иорданом, начиная именно с этого года, должна стать редкой.
Следующий отрывок заключает раздел:
Все мирские рыцари, находящиеся в Иерусалиме и облеченные доверием Дома,
должны проживать близ него и выступать под его знаменем, и все братья,
проживающие в городе, и все те, кто уезжают и приезжают, столько, сколько будут
пребывать там, находятся под его командованием, если там нет маршала, и должны
испрашивать его разрешения на все, что они делают.
Ниже командоров Провинции стоят шателены [управляющие замками] и
командоры Домов, власть которых не выходит за пределы их командорств. Эти
командоры не могут строить новый дом - ни из камня, ни из известняка без
разрешения магистра или великого командора Земли, но они могут перестраивать и
чинить разрушенное.
Командорами рыцарей являются лейтенанты (заместители) маршала, каждый из
которых стоит во главе отряда из десяти братьев, у них есть право проводить
капитул и "давать разрешение братьям монастыря проводить ночь вне его". Их
снаряжение то же, что и у брата-рыцаря.
Наконец, обратимся к своду о братьях-рыцарях и братьях-сержантах,
описанию увлекательному и очень подробному, но настолько путаному, что следует
несколько его упорядочить. [220]
Каждый из братьев-рыцарей имеет право на трех животных (коней, мулов) и
одного оруженосца, и на четвертую лошадь и второго оруженосца - по милости
магистра. В качестве доспехов они носят кольчугу и кольчужные чулки,
изготавливавшиеся из переплетенных или нанизанных на плетеные кожаные ремешки
металлических колец, и на голове большой рыцарский шлем [т. н. горшковый шлем],
либо железную шапку [легкий шлем без бармицы]. Рыцарский шлем еще не имел
подъемного забрала. Лицо защищала пластина с прорезями для глаз и отверстиями
для дыхания. Постепенно более удобная железная шапка, за исключением поединков,
стала заменять тяжелый шлем, по форме она была цилиндрической с плоским верхом
и оставляла лицо открытым. Защита головы дополнялась кольчужным капюшоном, под
которым была кожаная набивная шапочка.
Кольчугу рыцари надевали поверх стеганой куртки, которую они называют les
espalieres [оплечье]. Позднее это слово стало означать наплечники. Но в хронике
Тирского тамплиера говорится о воине в плаще и оплечье, являющемся видом одежды.
[221] Точно так же и весьма подробное описание снаряжения тамплиеров
ограничивается упоминанием подобной функциональной поддоспешной одежды. Jupon
d'armer, или гербовая котта, носившаяся поверх доспехов и отмеченная красным
крестом спереди и сзади, сделана была из белой ткани для рыцарей, иэ черной -
для сержантов. Меч носился на поясе, к которому подвешивался на двух широких
идущих накрест ремнях-перевязях так, чтобы ножны были расположены строго
вертикально, острием в землю.
В качестве оружия, помимо меча, тамплиеры пользуются копьем с
металлическим наконечником и турецкой палицей, - нанизанным на ручку и
наполненным свинцом шаром с торчащими в разные стороны шипами. Треугольный
деревянный щит, обтянутый кожей, подвешивался на шею. В течение XII в. меч и
щит претерпели изменения. Во время первого крестового похода щит был размером
почти в человеческий рост и являлся слишком тяжелым и неудобным оружием. На
Востоке меч и щит становятся легче, как и кольчуга, которая теперь не достигает
колен, вместо того чтобы доходить, как ранее, до лодыжек.
У каждого брата ордена Храма три ножа: боевой кинжал, нож для нарезания
хлеба и маленький нож с узким лезвием, который называют также английским или
антиохийским ножом. Нательное белье: положены две рубахи, двое штанов и пара
башмаков. Рубаха поверх штанов опоясывается узким поясом, и именно в таком
наряде брат ордена Храма спит ночью.
Его убор, по монашескому выражению, составляют долгополая туника из
длинных лоскутов, называемая платьем (jupel) из клиньев, и застегивающийся
наряд на меху; впридачу - большой плащ, скорее накидка без рукавов, которую
называют также esclavine. Весной брат снова надевает свой широкий упланд [плащ]
из сукна, подбитый шкуркой ягненка, и получает широкий летний плащ без
подкладки. Его носильные вещи, кроме котты или туники с узкими рукавами,
включает мантию, застегивающуюся на груди пряжкой или шнурком; мантию носят
поверх котты, когда остаются в помещении. Все эти одежды - белые и отмечены
красным крестом на груди и на плече. Называют также гарнаш [garnaches] - род
плаща без рукавов, возможно, это то же, что и платье из клиньев.
Постельные принадлежности брата состоят из соломенного тюфяка, простыни и
одеяла. Он может иметь покрывало из шерсти, "если кто-нибудь пожелает ему его
дать <...>, но покрывало должно быть белым, черным или полосатым" (вспоминаются
ковры берберов). Покрывало служит и попоной коню, или же сам рыцарь
заворачивается в него на скаку, чтобы защититься от солнца или дождя.
Когда монастырь перемещается, основная часть гардероба укладывается в два
мешка, один для постельных принадлежностей и сменного белья, другой для
кольчуги и оплечья-поддоспешника. Доспехи перевозятся в сетке, сплетенной из
кожи - единственном достаточно прочном материале, выдерживающем трение о металл.
Рыцари получают по две небольших салфетки - плата; один - в качестве
столовой скатерти, другой - для мытья головы. Им предоставляются две попоны для
лошадей и чепрак, которым следует покрывать доспехи скакунов. Чепрак, как и
гербовая котта рыцаря, служит для защиты от зноя и солнечных лучей, рас
|
|