|
ске по отношению к королю Конраду. [144]
Несколькими годами ранее цитадель принимала более приветливого
путешественника. В ту пору франки и дамасские мусульмане часто создавали союзы
против общего врага, атабека Мосула. Султан отправил в Иерусалим "самого
обворожительного из послов", [145] Усаму ибн Мункида, который описал свое
пребывание там с великим воодушевлением:
Во время моего посещения Иерусалима я вошел в мечеть Аль-Аксар. Рядом
находилась маленькая мечеть, которую франки обратили в церковь. Когда я вступил
в мечеть Алъ-Аксар, занятую тамплиерами, моими друзьями, они мне предоставили
эту маленькую мечеть творить там мои молитвы. Однажды я вошел туда и восславил
Аллаха. Я был погружен в свою молитву, когда один из франков набросился на меня,
схватил и повернул лицом к Востоку, говоря: "Вот как молятся". К нему кинулась
толпа тамплиеров, схватила его самого и выгнала. Я вновь принялся молиться.
Вырвавшись из-под их надзора, тот же человек вновь набросился на меня, и
обратил мой взор к Востоку, повторяя: "Вот как молятся!" Тамплиеры снова
кинулись к нему и вышвырнули его, а потом извинились предо мной и сказали мне:
"Это чужеземец, который на днях прибыл из страны франков. Он никогда не видел,
чтобы кто-либо молился, не будучи обращен к Востоку". Я ответил: "Я достаточно
помолился сегодня". Я вышел, дивясь, как искажено было лицо этого демона и
какое впечатление на него произвел вид кого-то, молящегося в сторону Каабы.
Далее Усама рассказывает:
Я увидал одного тамплиера, подошедшего к эмиру Муин-ад-Дину (да будет к
нему милостив Аллах!), когда тот находился в Соборе в Скалах. "Ты хочешь,
спросил он его, - увидеть Бога [в тексте - Аллаха] ребенка?" - "Да, конечно",
- ответил Муин-ад-Дин. Тамплиер шествовал перед нами до тех пор, пока не
показал нам образ Мариам с Мессией (да пребудет спасение с ними!) в ее лоне.
"Вот, - сказал тамплиер, - Бог-ребенок". Да вознесется очень высоко Аллах над
тем, что говорят неверные. [146]
В 1144 г., после смерти своего покровителя Муин-ад-Дина, Усама покинул
Дамаск и явился ко двору каирских халифов Фатимидов, где прожил десять лет.
Таким образом, его не было в Сирии во время крестового похода Людовика VII и
первых подвигов Балдуина III.
В 1149 г. молодой иерусалимский король и его бароны начали приготовления
к наступлению на Аскалон.
Близ Аскалона в десяти милях на юг было старинное местечко, названное
Газа. Оно было большим и было разрушено, так что в нем никто не жил: это бъш
один из пяти городов филистимлян. Король и бароны полагали, что, если бы они
смогли вновь обнести Газу стенами и укрепить, Аскалон оказался бы со всех
сторон окружен их крепостями <...>
Однажды они все собрались и приехали на это место, и обнаружили высокие
стены, церкви в руинах, разрушенные водоемы, колодец с чудесной живительной
водой, по-видимому, это было величайшее творение. Оно раскинулось на довольно
высоком холме, но так как кольцо стен было достаточно широким, мудрые мужи ясно
поняли, что снова восстановить все эти стены - дело нелегкое. Слишком
продолжительные и большие расходы пришлось бы понести, и весьма серьезным делом
было бы укрепить хорошо. Поэтому они взяли часть этой земли, заложили там
фундаменты и возвели тяжелые и крепкие башни, высокие и толстые стены, отвесные
и глубокие рвы; превосходно был построен сей замок, и всё это - по общему
совету тамплиеров, ибо тогда в этом ордене доставало братьев, бывших добрыми
рыцарями и достойными мужами. И заполучив его, они прекрасно охраняли замок.
Много неприятностей доставили они оттуда жителям Аскалона <...> [147]
С 1140 г. тамплиеры являлись сеньорами Сафета в Галилее; возможно, они
надеялись стать хозяевами Аскалона, когда этот порт попадет в руки христиан.
В 1153 г. франки начали осаду этого последнего стратегического укрепления
египетских сарацин. Через четыре месяца египетский флот прорвал блокаду,
доставив гарнизону продовольствие и подкрепления. Павшие духом сирийские бароны
были готовы снять осаду, но госпитальеры и тамплиеры держались стойко, и борьба
продолжилась. Наконец, 13-го августа осажденные обстреляли их огнем, пытаясь
поджечь боевые машины франков, но ветер перебросил пламя на стены. Они горели
всю ночь, а на заре часть стены рухнула.
Великий шум произвело сие разрушение, такой, что подскочило все войско, и
все бросились к оружию, чтобы войти в город через этот пролом в стене. Но
великий магистр ордена Храма, Бернар де Тремеле, со своими тамплиерами намного
опередил других и оказался у этого пролома, дабы никто, кроме его братьев, туда
не вошел. А поступил он так, чтобы захватить побольше добычи в городе. Ибо
обычай сей тогда был распространен в Заморской земле, чтобы придать отваги
смелым действиям из-за вожделения: когда крепость бралась силой, каждый
вступающий в нее мог получить для себя и своих наследников все, что он захватит
у врага. Но в городе Аскалоне было столько ценностей и прочей добычи, что все,
кто был снаружи, если бы им удалось, могли бы обогатиться сообразно тому, кем
был каждый. Случается много раз, что дела, начатые с дурными намерениями, не
приводят к доброму концу, и сие было здесь хорошо доказано. Ибо в город
проникло сорок тамплиеров, а прочие обороняли брешь в стене, за ними никто не
последовал. Турки, которые поначалу были ошеломлены, увидели, что за теми, кто
был внутри, никто не идет. Итак, они воспряли духом и бросились на них со всех
сторон. Тамплиеры, которых была лишь горстка, не смогли защититься и, таким
образом, были перебиты. Когда турки, которые уже отчаялись, услыхали об этом
деле, они осмелели и приободрились из-за этого происшествия; тогда они стали
сбегаться все вместе к узкому проходу в стене и защищать вход. Они поспешно
подтащили к пролому большие балки и брусья всех пород дерева, которых у них
б
|
|