|
ло достаточно; таким образом, вскоре проход в стене был так хорошо заделан,
что никто не мог туда войти <...> Потом они схватили тех тамплиеров, которых
убили, и повесили их всех на веревках на стенах пред войском. [148]
Атака провалилась, и осада растянулась на многие недели до сдачи города.
Из этого обстоятельного рассказа очевидна непростительная ошибка Бернара
де Тремеле, которая, хотя и частично, искупается его смертью в проломе. Однако
Жак де Витри приводит много более благоприятную для тамплиеров версию дела, в
которой повешенные рыцари предстают мучениками. [149] Именно здесь мы встречаем
первое из бесчисленных обвинений, которыми осыпали тамплиеров архиепископ
Тирский и его продолжатели. Их претензии весьма обоснованны, но можно было бы
много сказать и об их предубеждениях, переходящих в настойчивое желание
переложить на Дом упреки в неудаче. Следует посмотреть, как Гийом Тирский
излагает другую историю, поистине клевещущую на тамплиеров, и только их друг
Усама, сам того не ведая, снимает с них обвинение.
Усама жил в Каире с 1144 по 1154 год. Его пребывание там закончилось
кровавой драмой: придворный фаворит Насреддин убил халифа, двух его братьев и
великого визиря. Мамлюкская гвардия восстала, и Насреддину пришлось бежать; он
покинул страну в окружении эскорта из армянских рабов и отряда в три тысячи
всадников, увозя в караване огромные суммы, похищенные из сокровищницы. Усама и
его брат, отчасти замешанные в покушении, сопровождали Насреддина в бегстве.
Однако сестра халифа, которая должна была отомстить за троих братьев,
послала тамплиерам Газы предупреждение о добыче, переправлявшейся по их
территории, и обещала щедрое вознаграждение, если они отдадут ей Насреддина
живым или мертвым. Тамплиеры захватили караван в оазисе Анн Мувейлех. Армянский
эскорт бежал; Насреддин и брат Усамы были схвачены и препровождены в Газу. Сам
Усама ускользнул, пересек франкскую сеньорию за Иорданом и прибыл в Дамаск.
Через четыре дня после схватки (Усама тщательно датирует свой рассказ)
тамплиеры передали Насредцина посланцам нового египетского визиря, получив 60
000 динаров, убийцу отвезли в Каир, где его, прежде чем предать смерти, в
течение многих дней мучили женщины гарема. [150]
Возможно, тамплиеры воспользовались случаем, чтобы установить полезные
связи с каирским двором. Усама рассказывает эту историю беззлобно, не внушая
мысли о том, что рыцари действовали бесчестно. Но Гийом Тирский, тамплиеров не
переносивший, придает событиям совершенно иную окраску.
Насреддин, оказавшись пленником тамплиеров, пробыл в их руках довольно
долго, чтобы получить наставление в главных догматах христианской веры,
выразить желание обратиться к ней, и чтобы изучить французский язык [за четыре
дня!]. Именно тогда тамплиеры, соблазненные предложейием 60 000 динаров, выдали
его египетскому двору, который предал его смерти <...> [151]
Критическое отношение к фактам доказывает лживость рассказа, сочиненного,
чтобы очернить орден, могущество и богатства которого уже породили немало
завистников, рассказа, в который архиепископ Тирский имел заблуждение поверить
и воспринять слишком легкомысленно. [152]
Когда Усама прибыл в Дамаск, город только что был взят Нуреддином, сыном
Зенги. Он хорошо принял Усаму и подарил ему рыцаря из числа руководителей
тамплиеров, прозванного Меченый, за которого франки предлагали выкуп в тысячу
динаров. Усама обменял этого тамплиера на своего брата, пленника ордена. [153]
ГЛАВА VII
Дороги Вавилона
Магистерство Андре де Монбара длилось недолго. Он yмep 17 января 1156 г.
после тридцати лет служения ордену Храма, где был почитаем и любим. [154]
Новому магистру, Бертрану де Бланфору, суждено было стать одним из крупнейших
деятелей ордена. Бертран, вероятно, был родом из Тулузы, где за 20 лет до этого
семья Бланфор уже жертвовала в пользу ордена Храма. [155]
Возвышение Бертрана де Бланфора началось с темниц Алеппо; прикрывая
отступление иерусалимского короля, он со своими восьмьюдесятью восьмью рыцарями
стал пленником на Броде св. Иакова 18 июня 1157 г. [156] и сохранил чувство
глубокого недоверия к "премногоопасному" Нуреддину, как называет он сына Зенги.
Действительно, мятежи и раздоры в Египте внушали опасения, - как бы Нуреддин не
объединил весь исламский мир в ходе завоевания Каира, подобно тому, как недавно
он завоевал Дамаск.
Король Иерусалимский Балдуин III умер в 1162 г. Ему было только 32 года,
и его гибель стала трагедией для Святой Земли. Молодой, красивый, безупречный,
он был оплакан даже своими врагами. "Почтим траур христиан, говорил Нуреддин, -
поскольку они потеряли несравненного короля". Наследовавший ему брат Амальрик
(Амори) был уже зрелым мужем 28 лет, весьма одаренным, как и все представители
Анжуйского Дома, хорошим организатором и ловким дипломатом, но гораздо менее
привлекательным, чем Балдуин. Подобно Нуреддину, он обратил свой взор на Египет
и жаждал завладеть богатыми городами Дельты.
Первую экспедицию против каирских Фатимидов Амальрик провел в 1163 г. Это
был всего лишь набег, но он доказал королю, что Египет станет легкой добычей
для завоевателя - будь им он сам или Нуреддин. На следующий год, когда одна из
противостоящих сторон в Египте вела переговоры с султаном Дамаска, другая
обратилась к иерусалимскому королю. Амальрик выдвинул свои условия:
освобождение франкских пленников в Каире и ежегодный налог, поступающий в его
казну. И в июле 1164 г. он во главе войска, с братьями обоих орденов [Храма и
Госпиталя] отправился во вторую экспедицию к долине Нила, где его уже опередил
Ширкуф, один из эмиров Нуреддина.
В письме, адресованном Людовику VII Французскому, Бертран де Бланфор
четко описывает военную и политическую ситуацию:
Вы уже должны были услыхать, почему, когда и с какими намерениями начали
мы войну в Египте под знаменем Креста и с нашим сеньором королем. Ибо сей
преопасный Нуреддин при посреднич
|
|