|
организовал три похода в Египет, и все они проходили по одному
сценарию. Целью их был Бильбейс, древний Пелузий, ключ к дельте Нила. Каждый
раз латиняне откликались на зов одного египетского клана и сталкивались с
сопротивлением другого, который поддерживали сирийцы. Вдобавок Нур-ад-Дин
направил в Египет двух выдающихся военачальников, Ширкуха и Са-ладина.
Поскольку ни одна сторона не могла добиться решающего перевеса, каждый поход
заканчивался соглашением: добившись уплаты дани, «иностранные силы», франки и
сирийцы, покидали страну.
Тем не менее в 1167 г. франки добились некоторого преимущества. Их
призвал на помощь визирь Шавар, желавший избавиться от Ширкуха. Начались бои в
Верхнем Египте и под Александрией, осажденной войсками латинян и обороняемой
Саладином. Кампания слишком затянулась; стороны пришли к соглашению, и осада
была снята. Саладин уходил из Египта, а франки оставили свой гарнизон в Каире,
поручив ему следить за соблюдением договора, заключенного с Шаваром, и защищать
франкских чиновников, собиравших обещанную Шаваром дань. Это соглашение было
достигнуто во время визита в Египет франкского посольства, которое возглавили
Гуго Цезарейский и один из высших сановников ордена Храма Жоффруа Фушье,
несомненно, сыгравший важную роль в переговорах162. Египту навязали
своеобразный франкский протекторат, что представляло собой разумную
политическую и военную цель, которую готовы были поддержать все силы в
королевстве. Орден Храма принимал участие во всех этих египетских экспедициях и
потерял шестьсот рыцарей и двенадцать тысяч сержантов, хотя эти цифры выглядят
явно завышенными163.
Однако на следующий год орден Храма категорически отказался участвовать
в новом походе на Египет, организованным под предлогом, что Шавар не выполнял
условий договора 1167 г. Раздражение, вызванное политикой лавирования визиря —
по слухам, собиравшегося призвать на помощь Ширкуха, — стало причиной
образования в Иерусалиме партии войны до победного конца, куда входили сенешаль
королевства Милон де Планси и великий магистр госпитальеров Жильбер д'Ассальи.
Их цель состояла в том, чтобы, воспользовавшись реальным или предполагаемым
нарушением Шаваром условий каирского договора, полностью покорить Египет.
Магистр тамплиеров, Бертран де Бланфор, показавший себя в этой ситуации более
тонким политиком, ратовал против разрыва договора по инициативе латинян, так
как он наверняка повлек бы за собой массированное вторжение сирийцев в Египет.
На этот раз Гильом Тирский, посвятивший свой исторический труд королю Амори,
одобрительно высказывается о действиях тамплиеров:
Магистр ордена Храма и другие братья не пожелали участвовать в этом деле и
сказали, что не последуют за королем в этой войне. <...> Вполне возможно, они
усмотрели, что у короля нет здравых оснований воевать с египтянами в нарушение
договора, подтвержденного его клятвой164.
Верный данному слову, Бланфор отстаивал договор, заключенный в том
числе и тамплиером Фушье.
Позицию храмовников проясняет еще одно обстоятельство: целью кампании
1168 г. в Египте было уже не установление протектората, а полное завоевание
страны. Об этом свидетельствует договор между королем Амори и Жильбертом
д'Ассальи от 11 октября 1168 г.: в обмен за свое участие в походе госпитальеры
потребовали от короля уступить им Бильбейс с прилегающей территорией, а также
имущество и доходы в десятке египетских городов165. Принимая во внимание
нехватку человеческих ресурсов у латинян, задача представлялась невыполнимой. К
тому же орден Храма прочно обосновался в Газе и мог надеяться получить во
владение Аскалон. Египетская граница превратилась в личные угодья тамплиеров,
где у госпитальеров не было никаких шансов с ними соперничать.
Можно выдвинуть и последнее соображение: итальянские города Пиза и
Венеция вели выгодную торговлю с Александрией и крайне неохотно, не привлекая
свой флот (кроме 1167 г.), поддерживали военные действия франков в Египте.
Тамплиеры состояли в прекрасных отношениях с этими двумя городами и в данном
случае встали их сторону. Но почему рыцари Храма поступили так именно в 1168, а
не в 1163-1167 гг.?166
Король Амори, обычно более рассудительный, последовал за своим другом
д'Ассальи. Экспедиция закончилась провалом. Ее единственным результатом стало
то, что Саладин с победой вступил в Каир, избавился от Шавара, занял его место
визиря и, наконец, восстановил суннитскую ортодоксальную религию в Египте.
Фати-мидский халифат отжил свое. В теории Саладин действовал от лица
Нур-ад-Дина: казалось, что единство Сирии и Египта было достигнуто. В
действительности Нур-ад-Дин и Саладин стали соперниками. Единство
мусульманского мира стало реальностью только после смерти Нур-ад-Дина в 1174 г.
- смерти, выгодной Саладину. Распри среди мусульман возникали непрестанно и,
безусловно, отсрочивали поражение латинян.
Урок 1168 г. был горьким: впервые военный орден госпитальеров оказал
решающее воздействие на политический выбор, а орден Храма отказал в помощи
иерусалимскому королю.
Растущее политическое влияние
В1148 г., когда Людовик VII присоединился к Конраду III в Акре, был
собран совет, на котором было принято решение захватить Дамаск. На этом совете
присутствовали магистры тамплиеров и госпитальеров.
Такие советы, на которых присутствовали король, вожди крестоносцев и
высшие светские и церковные сановники королевства, включая магистров двух
военных орденов, собирались по прибытии каждого большого отряда крестоносцев,
чтобы согласовать цель военных действий, выгодную общим интересам латинских
государств.
Так было во время прибытия графа Неверского в 1168 г. и графа Филиппа
Фландрского в 1176 г. Речь на советах шла о военных походах, и присутствие
руководителей орденов бы
|
|