|
о необходимо.
Но два магистра стали заседать в совете и в тех случаях, когда там
обсуждались и важные политические решения. В 1777 г. совет, где они
присутствовали, предложил графу Фландрскому пост регента при юном короле
Балдуине IV. Кроме исключительных случаен (д'Ассальи в 1168 г. и Ридфор в
1185-1187 гг.) оба магистра оказывали умиротворяющее влияние на правительство
королевства, так как «у латинских поселенцев на Востоке были собственные
взгляды. Ведь независимо оттого, что бы ни произошло и какими бы острыми ни
были их собственные разногласия с местными властями (или между собой), они не
могли уехать из страны как крестоносцы или итальянские купцы. Поэтому в их же
интересах было найти выход из любого спора167.
Кроме того, руководители ордена играли роль третейских судей в распрях
местного значения: в 1181 г. Боэмунд III Антиохийский развелся с женой, что
стало причиной ожесточенного конфликта с патриархом Антиохии, отлучившего его
от Церкви. Затягивание этого конфликта только ослабляло латинян, что не могло
не беспокоить иерусалимского короля. Для примирения враждующих сторон он
отправил в Антиохию посольство из четырех человек, в том числе магистров
орденов тамплиеров и госпитальеров168.
Когда в 1186 г. Рено де Шатильон, сеньор моавского Крака, открыто
объявил о неповиновении своему королю, а в 1187 г. король Ги де Лузиньян решил
начать переговоры со своим противником, графом Раймундом Триполийским, магистры
орденов, откликнувшись на просьбу о вмешательстве, не остались в стороне.
Иногда к их помощи обращались через посредничество папы, который назначал их
арбитрами.
Наконец, тамплиеры были прекрасными дипломатами и посланниками. Эврар
де Барр договорился с византийским императором Мануилом о том, что воины
Второго крестового похода могут пройти через Константинополь. Жоффруа Фушье
стал одним из творцов договора 1167 г. с Египтом, а в 1171 г. Филипп Наблуский,
недавно отказавшийся от поста магистра ордена Храма, представлял королевство в
Константинополе. В 1184 г. король Балдуин IV, которому пришлось столкнуться с
мятежом Ги де Лузиньяна в Яффе, с гневом выпроводил магистров орденов, когда те
пришли просить за бунтовщика, и послал их просить помощи и содействия на Запад.
Отношения орденов с белым духовенством Святой земли развивались под
знаком предоставленных им папой льгот и привилегий, интерпретация которых порой
приводила к столкновениям. Конфликт между орденами и светскими властями, хотя и
более запутанный, имел ту же природу. Ордены порывались считать себя
независимыми от короля Иерусалимского или князя Антиохийского. В латинских
государствах Севера и в королевстве Иерусалимском этот процесс проходил в
разном ритме.
В Антиохии и Триполи орденам были предоставлены обширные земли в
приграничных марках на условиях, которые сразу же становились правилом: отказ
князя от всех своих прав; право повсеместной свободной торговли для жителей
марки; обязательство графа или князя не заключать договоров с мусульманами без
согласия орденов (позднее князь Антиохийский даже согласился с тем, что
госпитальеры вольны не соблюдать условия заключенных им договоров); раздел
добычи во время военных операций только в случае присутствия князя169.
В результате в Триполи госпитальеры сколотили вокруг знаменитого Крака
де Шевалье марку, включавшую в себя почти половину всего графства. Она
граничила с эмиратами Хомса и Хамы, а также с землями секты ассассинов. Чуть
позже орден Храма создал несколько меньшую по размеру марку вокруг города
Тортосы, полученного им в 1152 г. С 1131-1138 гг. храмовники владели Баграсом и
его окрестностями на границе Антиохии и армянской Киликии. В 1186 г.
госпитальеры получили Маркаб по соседству с графством Триполи, откуда можно
было следить за простиравшимися к северу землями ассассинов, подобно тому как
гарнизон Крака де Шевалье контролировал их с противоположной стороны170.
Эти щедрые уступки, превратившие ордены в автономные силы, свободные в
выборе своей внешней политики, были следствием неспособности северных
государств самостоятельно обеспечить защиту своих территорий. Передача орденам
земель часто происходила после поражения, и часть их требовалось сначала
отвоевать.
В Иерусалиме ситуация складывалась иначе, так как королевская власть
все еще была могущественной и располагала средствами, чтобы вместе с орденами
обеспечить свою защиту. Попытки тамплиеров создать марку на границе с Египтом
так и не были доведены до конца. Отношения между орденами и королем не могли
быть равноправными, как на севере. В конце концов, короли заставили храмовников
признать свою власть, что прекрасно иллюстрируют три серьезных события,
рассоривших Амори и орден Храма.
В 1165 г. с помощью предательства Нур-ад-Дин завладел укрепленным
гротом Тирона, поблизости от Сидона, который считался неприступным, а затем
осадил расположенный неподалеку замок тамплиеров. Поспешивший на помощь
осажденным Амори узнал, что гарнизон сдался, не оказав существенного
сопротивления. В гневе король приказал повесить двенадцать храмовников171.
Правда, нам неизвестно, как отреагировал на это происшествие магистр ордена.
Второй конфликт разразился в 1168 г. из-за отказа тамплиеров
участвовать в походе на Египет. Неудачный поход подтвердил правоту тамплиеров,
и ссора не успела перера
|
|