Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История Франции :: Ален ДЕМУРЖЕ - ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ ОРДЕНА ТАМПЛИЕРОВ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 151
 <<-
 
изнаки жизни» ордена.
        Однако даже если придется разочаровать любителей непостижимых тайн, 
подземелий с призраками и закопанных сокровищ, я ограничусь собственно историей.

        Задача данной книги заключается в том, чтобы поведать о жизни и смерти 
уникального порождения средневекового Запада — духовно-рыцарском ордене, первым 
примером которого и стал орден Храма. Он был создан в 1118-1119 гг. по 
инициативе нескольких рыцарей, участвовавших в крестовом походе, чтобы надолго 
воплотить в жизнь его главную идею, связанную с защитой гробницы Христа в 
Иерусалиме и посещающих ее пилигримов. Орден обрел могущество и образовал по 
всему христианскому миру сеть обителей и хозяйств, которые собирали для нужд 
Святой земли пожертвования и налоги, необходимые для ее защиты. И он же принял 
на свои плечи большую часть этой обороны (вместе с другими военными орденами — 
госпитальерами и тевтонами) благодаря находившимсяв его руках крепостям, а 
также постоянному притоку воинов с Запада на Восток. Крах крестовых походов и 
гибель латинских государств Святой земли подорвали материальные и 
идеологические основы его деятельности. В какой степени это ускорило его 
падение? Как раз этот вопрос мы и ставим перед собой.
        Очень часто история ордена тамплиеров сводится к истории его процесса 
или рассматривается сквозь его призму. Нашему брату-историку легко утверждать, 
что случившееся должно было случиться непременно. Я хотел бы продемонстрировать,
 что процесс тамплиеров не является логическим и неизбежным завершением его 
истории. Упреки, которые раздавались в их адрес, обращались и против других — 
госпитальеров, тевтонов, цистерцианцев и нищенствующих орденов. Поэтому в 
первой части этой книги я постарался, хотя и преуспел так мало, сравнить 
историю ордена Храма с историей других орденов, особенно госпитальеров, по 
поводу которых у нас имеется очень полное исследование Джонатана Райли-Смита. 
Как мы увидим, это сравнение вовсе не обязательно оборачивается против ордена 
Храма.
        Орден оказался пешкой, или козлом отпущения, в игре, которую вели между 
собой духовная власть в лице папы и светские власти (административные и 
территориальные монархии). Этим продиктовано содержание второй части — мне 
необходимо было покинуть Францию, а не рассматривать лишь противостояние между 
Жаком де Моле и Филиппом Красивым. Я в изобилии использовал недавние 
исторические труды, опубликованные в Англии, Германии, Испании и Италии. Они 
обоснованно подчеркивают, что, несмотря на французские корни и все то значение, 
которое до самого конца придавали ордену Храма французы, это прежде всего 
международная организация. Это международное окружение тамплиеров чрезвычайно 
важно для понимания их процесса и того конечного приговора, который был им 
вынесен. Характеристики короля Хайме II Арагонского, Диниша Португальского, 
Эдуарда I и Эдуарда II Английского, архиепископов Равеннского, Таррагонского и 
Майнцского прояснят поведение и мотивацию Филиппа Красивого и папы Климента V.
     
Часть I
ИСТОКИ
    
Глава 1
Гуго де Пейен
       
       Несколько редких свидетельств...
        
        О начальных шагах тамплиеров нам известно немного: наиболее 
исчерпывающие тексты были составлены гораздо позже возникновения этого первого 
военно-монашеского ордена христианского мира. Обычно цитируют Гильома Тирского:
         
В тот же 1119 г. несколько благородных рыцарей, преисполненных благоговения 
перед Господом, набожные и боящиеся Бога, вверили себя владыке патриарху, желая 
послужить Христу, и изъявили желание вовеки жить по уставу каноников в 
целомудрии, послушании и нестяжании. Среди них первыми и главными были два 
почитаемых человека, Гуго де Пейен и Жоффруа де Сент-Омер1...
        
        Гильом родился около 1130 г. в Палестине, в 1174 г. стал канцлером 
Иерусалимского королевства, а год спустя — архиепископом Тирским. Он начал 
составлять свою «Историю деяний в заморских землях» (Historia rerum in petribus 
transmarinis gestarum) — на французский язык его труд был переведен через 
столетие, получив заглавие «Истории Эракля» (Histoire d`Eracles) — при короле 
Амори I (1163-1174), когда тот вел победоносные войны в Египте и будущее 
королевства казалось надежным. Гильом не застал славного начала латинских 
государств на Святой земле, а следовательно, не видел и трудных, но 
многообещающих первых шагов тамплиеров.
        В XIII в. Жак де Витри, историк и епископ Акры, излагает нам те же 
самые события в своей «Восточной и иерусалимской истории» (Historia orientalis 
seu Hierosolymitana):
         
Некоторые рыцари, любимые Богом и состоящие у него на службе, отказались от 
мира и посвятили себя Христу. Торжественными обетами, принесенными перед 
патриархом Иерусалимским, они обязались защищать паломниковот разбойников и 
воров, охранять дороги и служить рыцарством Господним. Они блюли бедность, 
целомудрие и послушание, следуя уставу регулярных каноников. Во главе их стояли 
два почтенных мужа — Гуго де Пейен и Жоффруа де Сент-Омер. Вначале тех, кто 
принял столь святое решение, было лишь девятеро, и на протяжении девяти лет они 
служ
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 151
 <<-