Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История Франции :: Ален ДЕМУРЖЕ - ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ ОРДЕНА ТАМПЛИЕРОВ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 151
 <<-
 
ов, изданных с 
1139 по 1272 г., подтверждали и расширяли список дарованных привилегий и 
повторяли эти обоснования77.
       Булла 1139 г. вывела орден Храма из-под власти епископов (в первую 
очередь патриарха Иерусалимского), чтобы перевести его под непосредственное 
покровительство папской власти: «Мы объявляем, что ваш дом со всеми его 
владениями, приобретенными щедростью государей, или в виде пожертвований, или 
любым другим справедливым образом, пребывают под опекой и защитой Святого 
престола». Эта принципиальная позиция повлекла за собой ряд последствий:
       — избрание магистра одними братьями без вмешательства извне;
       — усиление власти магистра над братьями: они должны были всецело ему 
подчиняться и не имели права покинуть орден без его согласия;
       — «да не будет позволено никакому человеку, духовного или мирского 
звания, изменять устав, принятый вашим магистром и вашими братьями и недавно 
записанный; он может быть изменен только вашим магистром с одобрения капитула»;
       — право для тамплиеров содержать в ордене своих собственных священников. 
Здесь булла лишь закрепляет существующее положение вещей: в воинстве Храма уже 
были свои клирики. Значение этой привилегии ясно:

Чтобы ничто не препятствовало спасению ваших душ, вы можете призвать к себе 
священников и капелланов и держать их в своем доме и под вашей властью, даже 
без одобрения епископа диоцеза, но с разрешения Святой Римской Церкви. <...> 
Они не будут подчиняться никому кроме капитула и должны повиноваться тебе, 
возлюбленный сын Роберт, как своему магистру и прелату.
       
       Булла 1139 г. также отчасти удовлетворяла настойчивые просьбы Роберта де 
Краона о еще одной важной привилегии, освобождении от выплаты десятины, к 
великому недовольству белого духовенства. Причину угадать несложно: десятина 
выплачивалась именно белому духовенству, священникам и епископам, и вносили ее 
все держатели и пользователи земли, собственники любого имущества. Кому должна 
поступать десятина, когда верующий передает свою собственность ордену Храма? 
Белому духовенству, которое всегда заботилось о его душе, отвечали епископы; 
ордену Храма, который использует эти средства на службе христианству, отвечали 
тамплиеры! И естественно, они отказывались платить десятину от своего 
собственного имущества. С тех пор как у тамплиеров появились свои капелланы, их 
претензии в этом вопросе стали более обоснованными.
       Однако капелланы были введены в орден, чтобы совершать богослужения 
только для одних тамплиеров. И крестьянам, как свободным, так и сервам, которые 
работали на землях, полученных домами Храма в результате дарения, покупки или 
обмена, по-прежнему приходилось платить десятину своему приходскому духовенству,
 кроме, понятно, тех случаев, когда сами клирики, полностью или частично, 
выплачивали десятину ордену, а это случалось не так уж редко. Например, 27 
сентября 1138 г. епископ Каркассона и монахи церкви Сен-Назер отдали ордену 
Храма десятину с принадлежавшего ему в Куре сада и животных с условием, «что вы 
и ваши преемники будете честными и верными друзьями церкви Св. Марии (в Куре) и 
клириков, которые там находятся, а также клириков монастыря Св. Этьена», как 
уточнил епископ78.
       Булла 1139 г. отчасти решила этот вопрос в пользу ордена: «Мы запрещаем 
всем принуждать вас к уплате десятины; напротив, мы подтверждаем ваше право 
пользоваться десятиной, которая будет вам дана с одобрения епископа».
       Даже несмотря на эту оговорку, орден получил привилегию, которой до того 
времени обладали только цистерцианцы. Это сближение неслучайно: папа Иннокентий 
II был многим обязан св. Бернарду, и на протяжении всей своей жизни он был 
неизменно расположен к ордену, который оказал ему серьезную поддержку.
       Иннокентий II дополнил эти распоряжения еще двумя буллами. Тамплиеры уже 
обладали правом заниматься сбором пожертвований, просить милостыню и раз в год 
оставлять за собой приношения, сделанные в любой церкви, — какой убыток ожидал 
в тот день священника! Вдобавок булла Milites Templi, от 9 февраля 1143 г., 
позволила капелланам ордена раз в год служить мессу в местах, на которые Цековь 
наложила интердикт. Церковь часто злоупотребляла этой санкцией, выражавшейся в 
прекращении всякой религиозной жизни (мессы, таинств) в целой местности, 
области или даже королевстве в наказание за грехи сеньора, общины или короля. 
Естественно, отправление культа в таких условиях привлекало значительную массу 
верующих, а значит, пожертвования и приношения, вся прибыль от которых отходила 
одним тамплиерам — под завистливыми взглядами местного белого духовенства, 
нередко совершенно неповинного в сложившейся ситуации.
       Булла Militia Dei от 7 апреля 1145 г. расширила предписания буллы 1139 г.
, позволив ордену владеть собственными церквями и кладбищами. На богослужениях 
в храмах тамплиеров присутствовали не только братья ордена, но и окрестные 
прихожане с семьями, что наносило ущерб кюре близлежащего прихода... 
Оригинальный поворот ситуации, если учитывать, что в оправдание присутствию в 
ордене капелланов в свое время приводилась необходимость избавить братьев от 
общения с мирскими «толпами, идущими на погибель».
       К этому Целестин II добавил, что братья, их вассалы и держатели будут 
неподвластны отлучению от Церкви и интердикту, провозглашенному епископами. С 
этих пор отлучить их мог только сам папа. Не чрезмерными ли были эти 
привилегии? Возможно. Но орден Храма делил их с орденом цистерцианцев и другими 
военными орденами. Госпитальеры даже опережали тамплиеров, поскольку уже в 1113 
г. Пасхалий II вывел этот новый 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 151
 <<-