|
твовали часть
«символов с покрова Гроба», а именно красный крест. Как бы то ни было, все
военные ордена в конце концов пришли к плащу с крестом: у госпитальеров это был
белый крест на черном плаще, у ордена св. Лазаря (куда вступали прокаженные
рыцари) — зеленый крест на белом плаще, а члены Тевтонского ордена носили
черный крест на белом плаще. Тамплиеры без особого восторга восприняли белый
плащ тевтонов и дали им об этом знать69.
В конце XIII в., если не раньше, начались некоторые послабления:
отдельные тамплиеры и госпитальеры стали появляться в Париже «в гражданском».
Королевский ордонанс, поступивший в парламент в 1290 г., предупреждал: если
тамплиеры и госпитальеры не носят своих одеяний, то не могут более пользоваться
привилегиями, дарованными их орденам70.
А вот другой символ — печать, и даже несколько, так как помимо печати,
удостоверявшей волю ордена, у магистра была и своя личная печать. С одной
стороны печати был выбит купол, венчающий круглое здание с колоннами. Но в
отличие от часто высказываемого мнения этот купол принадлежит не храму Господа,
т. е. мечети Омара, а храму Гроба Господня. Таким способом тамплиеры хотели
напомнить об изначальной функции своего ордена — защите пилигримов, идущих
помолиться у гробницы Христа71. Купол храма Господа, вместе с храмом Гроба
Господня, украшал и печать королевства Иерусалимского. На ней они обрамляли
башню Давида — королевский дворец.
Другая сторона печати тамплиеров еще больше разжигает любопытство
историков. Речь идет об изображении двух всадников на одном коне в
сопровождении следующей подписи: «Печать рыцарей Христовых». Существует
множество интерпретаций этого изображения. Принимая на веру сообщения
английских хронистов, некоторые ученые стремились увидеть здесь символ
первоначальной нищеты ордена: «В этом году было положено начало ордену
тамплиеров, которые сначала были так бедны, что на каждой лошади ездило по двое
братьев, что поныне и выбито на печати тамплиеров, чтобы взывать к
состраданию»72. Это объяснение неправдоподобно: первые рыцари, конечно, были
«бедными», но все они были рыцарями. А согласно уставу, каждому разрешалось
иметь по две лошади.
Кроме того, выдвинули и другую причину: печать символизирует единение и
самопожертвование. Хотя некоторые историки предпочитают видеть в этих двух
рыцарях основателей ордена, Гуго де Пейена и Жоффруа де Сент-Омера, приходится
ограничиться символикой доброго согласия, единодушия и дисциплины, которые
должны царить среди тамплиеров73. Некоторые положения устава раскрывают эту
символику, особенно статья «О мисках и кубках»: «В том, что касается владения
мисками, пусть братья едят по двое, дабы один заботился о том, чтобы другой
проводил жизнь в воздержании и в привычке к общей трапезе» (статья 25). Это
вовсе не значит, что тамплиерыели по двое из одной миски, как это слишком часто
утверждают, хотя такое нередко случалось в средние века74.
Предписывалось также разламывать хлеб сообща. Ведь устав предназначался
для киновийных монахов, а не отшельников, и потому делал упор на общинной жизни.
Печать, в свою очередь, символизировала то же самое.
Важный смысл несло также знамя тамплиеров, называемое «босан» или
«босеан», что означает «двухчастное». Так говорили, например, о лошади, если у
нее в окраске присутствовало два цвета. «Я привел Босана, моего боевого коня,
из Кастилии» (Рауль из Кам-брэ, лесса LХХХV). Если не считать этого случая,
«босан» — это прилагательное и никогда не используется в одиночку. Знамя ордена
Храма называлось — двухчастным», так как было черно-белым, подобно тому как
плащи тамплиеров были либо черными, либо белыми, в зависимости от статуса
братьев. Белый цвет обозначал чистоту и целомудрие, а черный — мужество и силу,
по крайней мере, если верить Жаку де Витри: «Они открыты и доброжелательны со
своими друзьями, черны и ужасны со своими врагами»75.
На рыцаря, несшего знамя в бою, ложилась тяжелая ответственность,
которую с ним делили от пяти до десяти других рыцарей, обязанных постоянно
находиться вокруг него. Знамя всегда должно было подниматься высоко в небо,
опустить его, пусть даже для того, чтобы использовать его как копье во время
атаки, означало подвергнуться наказанию кандалами и, главное, утратой одежды —
плаща, т. е. понести одну из самых суровых кар для всех военных орденов (статья
241). Брат-рыцарь отдавал свой плащ и надевал монашеское одеяние без креста.
Ему приходилось есть, сидя на земле, и заниматься черной работой. Максимальная
продолжительность этого настоящего армейского разжалования достигала одного
года и одного дня.
Тамплиеры изобрели военную форму и преданность знамени; они коротко
стригли волосы и носили бороду. Те немногие тамплиеры, которые избежали ареста
13 октября 1307 г., поспешили ее сбрить.
Естественно, печать и знамя вызвали нелепые измышления, которые
переполняют сомнительную библиографию истории тамплиеров. Примером служит
вводящая в соблазн статья, озаглавленная «Под знаком Босана», содержащая ряд
сумбурных рассуждений по поводу распрей (между черными и белыми) внутри и вне
сообщества, занятого охраной порядка и организацией общинной жизни в маленьком
местечке Воклюз, которое в прошлом вполне могло называться Клошмерлем...7'1
Привилегии
Двадцать девятого марта 1139 г. папа Иннокентий II опубликовал буллу
Отпе Datum optimum — основополагающий текст, который Марион Мельвиль назвал
«великой хартией ордена Храма». Уступая просьбе Робера де Краона, папа собрал в
один текст все привилегии, преимущества и финансовые льготы, предоставленные
тамплиерам. В глазах понтифика милости, оказанные ордену, оправдывались его
миссией и призванием тамплиеров — одновременно монахов и воинов. Он напоминает
об этом в преамбуле к тексту. Около ста последующих папских текс
|
|