Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История Франции :: Ален ДЕМУРЖЕ - ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ ОРДЕНА ТАМПЛИЕРОВ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 151
 <<-
 
ми 
на „романском" языке: Quam cel... proom requer la companya de la Mayso...». Не 
был ли это текст устава из барселонской рукописи, о которой известно, что она 
была составлена на французском, пересыпанном многочисленными окситанскими и 
каталанскими словами"?
       А вот другой пример: французский манускрипт с текстом устава был найден 
в Walters Art Gallery в Балтиморе (США). Он датируется 1250-1275 гг. и, без 
сомнения, происходит из дома тамплиеров в Доже, около Дуэ (деп. Норд). К тексту 
устава приложена обычная куртуазная поэма. Джудит Оливер, представившая эту 
находку, так объясняет это не очень-то католическое соседство: «Может 
показаться, что некий рыцарь Храма решил поупражняться в любовной поэзии 
вопреки своим религиозным обетам»64. Допустим; тем не менее, остается в силе то,
 что доступ к уставу ордена Храма был сравнительно легким.
       Впрочем, по мнению Лорана Делье, сохранившиеся рукописи устава, как 
латинские, так и французские, менее редки, чем принято считать, во всяком 
случае, они встречаются чаще, чем копии устава госпитальеров: с учетом 
балтиморского экземпляра мы располагаем двенадцатью65.
       Текст устава тамплиеров был известен не только внутри ордена, но и вне 
его, поскольку он заметно повлиял на уставы других военных орденов. Некоторые 
детали устава госпитальеров относительно капелланов, капитула и высших 
сановников ордена явно указывают на влияние ордена тамплиеров и цистерцианцев. 
Еще более заметными эти заимствования становятся у ордена гостеприимного дома 
св. Девы Тевтонской, германского ордена, возникшего из братства госпитальеров, 
и также сочетавшего милосердную и военную деятельность; однако в 1198 г. это 
новое братство взяло за образец латинский устав ордена Храма66.
       Таким образом, устав тамплиеров получил достаточно широкое 
распространение, как внутри, так и за пределами ордена. Простой и четкий в 
своих ранних редакциях, подробный, если не мелочный, в своих дополнениях, он не 
предлагает ничего относящегося к мистериям. Поэтому любителям мистерий поневоле 
пришлось придумать тайный устав. В 1877 г. Мерсдорф опубликовал тайные статуты, 
найденные в рукописях Ватикана. Прутц доказал, что это чистой воды подделка, 
сфабрикованная задним числом по материалам процесса с целью доказать связь 
ордена Храма с франкмасонством67. И конечно, папская власть тщательно скрывала 
этот устав в подземельях Ватикана, не желая его показывать в основном из страха 
оказаться запятнанной этой скандальной историей. Вот удача, ведь в противном 
случае не было бы никакого секрета!
       
       Символы
       
       «Белый плащ» тамплиеров производил сильное впечатление на современников. 
Все монастырские уставы подробно описывают одеяния монахов, и устав ордена 
Храма не является исключением. Особая миссия братьев предписывала тип одежды, 
соответствующей климату и лагерной жизни: очень скоро благочестивые дамы Тулузы 
начали жертвовать сшитые ими рубашки и кальсоны68. Нам известно множество 
подробностей о вооружении и военном снаряжении тамплиеров — кольчугах, доспехах,
 шлемах...
       Но все это блекнет перед плащом, имевшим символическое значение: плащ 
военных орденов соответствует рясе клюнийца или цистерцианца. Вступление в 
орден символически отмечалось вручением плаща. После обоюдных клятв «те, кто 
возглавляет капитул, должны взять плащ и накинуть его на плечи и завязать...» 
(статья 678).
       Сначала, как сообщают нам Гильом Тирский и Жак де Витри, тамплиеры 
носили свою мирскую одежду. По составленному в Труа уставу тамплиеры получили 
права одеваться в белое. Чуть погодя это белое одеяние стали носить только 
братья-рыцари, а сержантам и всем остальным было предписано надевать грубый 
коричневый (или черный) плащ. Причиной такого разграничения стали социальная 
иерархиезация, появившаяся в ордене, и, без сомнения, некоторые злоупотребления 
(люди, не имевшие с орденом ничего общего, могли потребовать себе белый плащ). 
Таковы же были цвета аббатства Сите: белый для монахов и коричневый для 
послушников.
       Статья 17 устава уточняет смысл, очень простой, этих цветов: «Те, кто 
оставил сумрачную жизнь, своим белым плащом показывают, что примирились со 
своим Творцом. Белый цвет обозначает белизну и здоровье тела... он есть 
целомудрие, без которого никто не может узреть Бога». Символизируя целомудрие 
своей белизной, плащ такжетоворил о нищете: материалом для него служило грубое 
сукно, некрашеное и невыделанное.
       Ни в латинской, ни во французской версиях устава не упоминается о кресте.
 Этот символ, расположенный на левом плече, над сердцем, появляется на 
орденском плаще только в 1147 г.: 27 апреля этого года папа Евгений III, 
прибывший во Францию в связи с началом Второго крестового похода, присутствовал 
на собрании капитула ордена в Париже и предоставил тамплиерам право носить 
крест постоянно. Этот крест был простым, но якорным или с расширяющимся концом 
— в знак мученичества за Христа, он был красным, так как этот цвет обозначает 
кровь, пролитую за Христа, и одновременно символизирует жизнь. Известно, что 
обет отправиться в крестовый поход сопровождался принятием креста, стало быть, 
постоянное ношение этого знака говорило о неизменности клятвы и непрерывности 
крестового похода тамплиеров.
       Хронист Эрнуль, писавший в XIII в., приводит придуманные причины ношения 
рыцарями-монахами креста. По его мнению, тамплиеры и госпитальеры в память о 
своей разорванной связи с капитулом Гроба Господня, позаим
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 151
 <<-